4. Перспектива в живописи Дельфта: Карел Фабрициус, Леонерт Брамер, архитектурные и городские пейзажисты, начиная с 1650 года и далее. Уолтер Лидтке



Последние стенные росписи Брамера и Фабрициуса


Для исследователей Дельфтской школы была бы приятным сюрпризом находка рисунка или описания иллюзионной росписи Фабрициуса, например, выполненной им для доктора Валенсиса, или росписи "Мир вверх тормашками", которая в 1660 году была удалена из пивоварни. Отрывок, в котором Ван Хугстратен упоминает росписи Фабрициуса (см. предыдущий раздел), описывает использование перспективы в анаморфных произведениях искусства, то есть, в которых изображения искажены (можно сказать, "искривлены" ), если они просматриваются точно с правильной точки зрения (глазок, дверь в нарисованную комнату или коридор, или какое-то пятно на полу под иллюзорным потолком или аркой). С такой позиции изображения принимают их действительную форму и, как во многих работах такого вида, кажутся трехмерными. Как и в большинстве иллюзионных картин, существенная особенность анаморфной живописи заключается в том, что осознание зрителем ее действительного вида сведено к минимуму. Но никогда не надо исключать понимание зрителем действительного вида, так что удовольствие от иллюзии дополняется восхищением мастерством художника и формой его произведения [87].

"Вид Дельфта" Фабрициуса - такой сложный пример мастерства в иллюзионизме и в перспективе, которые порождают желание сделать росписи как подобие, как увеличенный вариант этого маленького чуда, или как похожие на работы Ван Хугстатена "под старину" с архитектурными видами, датированные от 1660-х годов (рис. 128).


Рис. 128. Самюэль ван Хугстратен, Перспектива с читателем на ступеньках, 1662, 264х276 см, Дирхам Парк, Блэтвайт коллекшн (The National Trust) 

Существуют убедительные доказательства, что архитектура и линейная перспектива играли важную роль в настенных росписях Фабрициуса. Первое, что отмечает Ван Блейсвик (1667-1680) в этом "блестящем, выдающемся художнике", - это "его необычайная живость и уверенность в перспективе". Ван Хугстратен более подробно останавливается на дельфтской росписи Фабрициуса как примере использования перспективы при иллюзионном изображении стен и потолков (так же, как в перспективных коробках), а в другом месте он упоминает Фабрициуса при описании того, как ренессансный муралист Бальдассаре Перуцци и другие использовали свет и тень, чтобы нарисованные элементы архитектуры элементы казались действительно существующими [88].

Несколько сохранившихся рисунков Брамера могут служить иллюстрацией к тексту Ван Хугстратена, поскольку они изображают в строгой перспективе архитектурный мотив, который может быть использован для иллюзионных росписей стен или потолков. Один из наиболее характерных примеров – рисунок, сделанный при подоготовке небольшого расписного потолка над лестницей (рис. 129) [89]. В этом случае дизайн очень похож на гравюру "Перспектива" Фредема де Вриза 1604-5 года, за исключением того, что Брамер добавил фигуры, напоминающие "Музыкальный потолок" Ван Хонтхорста 1622 года (рис. 130) [90]. Человек, попадающий на место зрителя (справа внизу), видит нечто похожее на стене справа на фресках Брамера в Принсенхофе (рис. 136).


Рис. 129. Леонерт Брамер, Фигуры вдоль колоннады, 1660, 10х29 см, частная коллекция 


Рис. 130. Герард ван Хонтхорст, Музыкальный потолок, 1622, 308х206 см, Paul Getty Museum, Лос – Анжелес, США 

Эти соображения не исключают возможности того, что росписи Фабрициуса были в большинстве фигуративными или изображали большие пространства с некоторым количеством архитектурных деталей. На рисунке Брамера в музее Виктории и Альберта (рис. 80), который выглядит как набросок для фрески (или гобелена?), мы видим пары на террасе и на прогулке в саду. Чтобы нарисовать аркаду и мебель, требовалось только одно основное правило одноточечной перспективы. То же самое можно сказать и о большинстве рисунков Брамера для настенных росписей или связанных с ними (см. рис. 133, 136), мы к ним вскоре вернемся.

Скорее всего, фрески Фабрициуса были иллюзионными, при этом он умело использовал перспективу, что подтверждается предыдущими соображениями и датой их появления (1651-1654). Видимо, как раз в это время в Дельфте расцвела архитектурная живопись. Хоукгест, Ван Влие и даже Де Витте рисовали довольно сложные архитектурные перспективные мотивы, а в некоторых картинах, датированных примерно 1651-52 годами, отмечено появление иллюзионного трехмерного объема. Среди примеров последнего – широкоугольный вид галереи в Новой Кирхе, датированный 1651 годом (кат. № 39), композиция которого удивительно сходна с композицией городского пейзажа работы Фабрициуса, датированной следующим годом (кат. № 18), а также видом амвона Старой Кирхи работы Хоукгеста, который был также выполнен не ранее 1651 года (кат. № 40). В этой связи стоит упомянуть вид Старой кирхи в Оттаве работы Де Витте (кат. № 92) и панель 1651 года из собрания Уоллеса (рис. 120), у которой первоначально была массивная искусная рама из черного дерева с дверцами [91]. Характерная особенность самых ранних датированных церковных интерьеров Ван Влие - резкое углубление и физически ощутимые формы на переднем плане (рис. 121, 122).


Рис. 131. Сэмюэл ван Хугстратен, Перспектива с женщиной, читающей письмо, 1660-е, 141х179 см, Mauritshuie, Гаага, Нидерланды 

И напоследок. Известна только одна картина (дерево, масло) Луиса Эльзевира (1618-1675), который переехал из Лейдена в Дельфт приблизительно в 1646 году (см. кат.№ 16). Ее мы и рассмотрим. Классическая арка с гербом Дельфта, порог перед полом "шахматная доска" ощутимо закруглен, а кончик кости на полу слегка приподнят. В памяти возникают не существовавшие в действительности рамы на картинах Хоукгеста и Де Витте (см. кат. №№ 37, 40, 92), которыми обозначались комната или иллюзионистский дверной проем, и ранние нидерландские картины с нарисованными иллюзионистскими рамами (первоначально – камень с высеченной подписью или с нарисованной мухой). "Голова бородатого мужчины в окне" Ван Хугстратена (рис. 246), в которой показан широкий каменный подоконник и стеклянная бутылка на нем, написана на холсте и датирована тем же годом – 1653 [92].

"Вид Старой кирхи" работы Эльзевира написан на холсте и наклеен на дерево. В целом композиция и стиль напоминают о Хоукгесте [93], хотя тень на переднем плане и поток лучей солнца в углу, скорее всего, навеяны Ван Влие. Намного важнее, что весь ансамбль предвосхищает большие иллюзионистские полотна Ван Хугстратена следующего десятилетия [94]. Совершенно очевидно, что иллюзионные росписи Фабрициуса выполнены в том же духе, но с некоторыми элементами повествования и живости, появляющимися в его работах 1652-1654 годов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Обновленный стиль