Леонерт Брамер

Перспектива в живописи Дельфта: Карел Фабрициус, Леонерт Брамер, архитектурные и городские пейзажисты, начиная с 1650 года и далее



Леонерт Брамер

Что касается Брамера - это был художник другого поколения и темперамента, фигуративный художник, который не понаслышке был знаком с итальянскими стенными и потолочными росписями, а также росписями стен на холсте, выполненными для голландского двора. В работах Брамера до1650-годов практически нет признаков увлечения перспективой. Первое определенное упоминание о фреске Брамера в Дельфте датируется февралем 1653 года, когда он согласился расписать стены прохода между его домом и домом Энтони ван Бронкхорста, а также две двери в том же месте [95]. В 1657 году Брамеру была выплачена очень скромная сумма, очевидно, в общей сложности 52 гульдена, для фрески в садовом домике за Общинным домом (см. рис. 22)[96]. Ни в том, ни в другом случае объект неизвестен, хотя рисунок пар на террасе, упомянутый выше (рис. 80) мог быть сделан при подготовке выполнения заказа для аналогичного садового домика [97].

В 1660 году Брамер получил первый платеж за работу над очень престижным заказом на украшение "Расписной комнаты" в новой штаб-квартире гражданской гвардии (Nieuwe Doelen). Ван Блейсвик пишет, что комната была "очень приятной, ее стены были расписаны прославленным Леонардом Брамером по влажной штукатурке или фресками в итальянской манере, и все они соответствовали назначению самой комнаты"[98].

То, что может быть заготовкой Брамера для Расписной комнаты
(которая, очевидно, потребовала ремонта еще в 1663 и 1667 годах), - это этюд маслом на маленькой деревянной модели в виде триптиха (рис. 132, 133) [99].


Рис 132. Леонерт Брамер, Проект оформления штаба гражданской гвардии в Дельфте, 1660, коллекция Stedelijk Museum Het Princenhof, Амстердам, Нидерланды 


Рис 133. Леонерт Брамер, Проект оформления штаба гражданской гвардии в Дельфте, 1660, модель в виде триптиха, центральная часть 30х48 см, боковые части 29х23 см, коллекция Stedelijk Museum Het Princenhof, Амстердам, Нидерланды 

Когда он закрыт, мы видим камин, перед которым сидит темпераментный барабанщик и лежат разнообразные трофеи. Офицеры и солдаты (капитан в красном) спускаются по ступенькам по обе стороны камина; путти поддерживают гербы Голландии слева и Дельфта – справа. Одна из основных обязанностей барабанщиков - выходить на ежегодную процессию отрядов гражданской гвардии во время большой ярмарки в июне.

Городской праздник представлен на всех трех панелях или стенах триптиха, образуя нечто вроде расширенного «Ночного дозора» (марш Рембрандта также проходит днем). На центральной панели - рыночная площадь, окруженная обычной для Брамера смесью зданий в голландском и итальянском стиле. Типичный отряд гражданской гвардии, на переднем плане: справа налево - капитан, офицеры со щитами, два ряда мушкетеров.

Знаменосец и другие стражи порядка стоят на помосте на заднем плане. На всех трех панелях кто-то расположился на земле под стенами, кто-то свесился из окон или расположился на балконах. Перила под козырьками справа и слева напоминают круговую галерею Питера де Греббера в Хонселаадик и некоторые полотна Ван Ковенберга и других художников (см. рис. 12, 66, 134). (Может быть, действие в "Своднице" Вермеера раззворачивается на таком же балконе?) На левой створке: из двери (может быть, это кабачок) выходит офицер с бокалом в левой руке, поднятым в честь своих товарищей; над ним некто мощного телосложения, может быть, победитель в стрельбе по попугаям, а может быть – один из комендиантов, которые были непременными участниками ярмарок [100].


Рис. 134. Ян ван Бронхорст, Веселая компания с лютнисткой, 1645, 141х205 см, музей герцога Антона Ульриха, Брюнсвик, Германия 

В картине Брамера нет двух привычных вещей: окон и дверей. Источник света располагается над верхними кромками двух боковых стенок, что наводит на мысль, что окна должны быть напротив главной сцены. Выпивоха слева не мог быть нарисован на фоне существующей двери, и это обусловлено глубиной переднего плана (достаточного для потасовки). Возможно, планировка исчезнувшего здания, которая доныне недоступна, внесла бы ясность в замыслы Брамера. (О какой картине идет речь – непонятно. Б.Р.)

Вершиной творчества Брамера как декоратора были росписи на холсте, выполненные в 1667-69 годах для большой гостиной, называемой Большой Зал в Принсенхоф (рис. 135, 136). Судя по более позднему изображению зала (автор рисунка Августин Тервестен), городская площадь была сценой праздника "Римские игры" с участием сабинян [101]. В конце 1650-х годов и в начале 1660-х Брамер выполнил серию из 50 рисунков, иллюстрирующих "Историю Рима" Ливия (см. кат. №№ 106, 107), среди которых – "Похищение сабинянок" [102]. На длинной (северной) стене Брамер изобразил как бы римские здания, соответствующие историческому моменту, столкновение пеших и конных фигур слева, застигнутых врасплох римлян в центре и справа - двух или трех вооруженных всадников, умыкающих женщин. Почему этот сюжет был принят для зала общественных собраний и (предположительно) для банкетного зала? Это требует уточнения в дальнейшем. Объяснение, что эта история заканчивается созданием республики, не кажется достаточным.


Рис. 135. Большой Зал, Принсенхоф, Дельфт 


Рис. 136. Аугустинос Теревестен, Большой Зал в Принсенхоф, Дельфт, 1742, городской архив Дельфта. Кисть и серые чернила. Рисунок дает приблизительное представление о росписях на холсте Леонерта Брамера, выполненных в 1667-69 годах (см. текст внизу) 

Над каминными полками в конце стен – классические или библейские сцены банкетов; тот, что на восточной стене (правее) очень похож на "Брак в Кане" [103]. Правее музыканты играют на иллюзионистском выступе; ниже - два слуги несут корзину (вероятно, с торфом, сравните слугу на рис. кат. № 42) и дрова, видимо, для камина. Неясно, фигуры в проеме двери восточной стены были написаны с натуры или взяты с картины Тервестена. (Выше подразумевалось, что Брамер написал двери в его проходе к соседям, а о людях нельзя ничего сказать.) Портреты развешены на стенах, которые как бы существуют по обе стороны камина. На западной стене якобы существующие портреты появляются по обе стороны камина и может показаться, что они они – продолжение архитектурного замысла. Слуги располагаются возле открытой двери. Роспись на холсте слева вверху с фигурами на балконе и рельефными арками на заднем плане – это часть, сильно напоминающая иллюзионистские декорации Ван Хонтхорста, Де Греббера и Ван Ковенберга (см. рис. 130, 12, 66) и как бы повторяющая итальянцев шестнадцатого столетия (декорации работы Веронезе в вилле Барбаро в Мазере)[104]. Сцены в дальних углах неразборчивы. Невозможно истолковать, что хотел сказать художник фигурами Справедливости и Благотворительности по сторонам камина, Христа, возносящегося среди музицирующих ангелов на плоских участках потолка [105]. Возможно, весь ансамбль был посвящен сценам развлечений, в которых можно найти несколько назидательных мотивов.

Сохранившееся полотно Брамера (кат. № 11) только недавно было связано с заказом для расписной комнаты в штабе гражданской гвардии [106]. Стены были украшены фресками, а полотно было расположено над камином. Однако на наброске триптиха Брамера (рис. 132) показан другой, более подходящий дизайн камина. Как по теме, так и по размеру роспись может восприниматься как часть проекта Принсенхоф, но она не была смонтирована (см. обсуждение под кат. №11). В первых десятилетиях столетия в мире искусства Дельфта произошло много изменений, но росписи Брамера являют пример строгой преемственности между тридцатыми и шестидесятыми годами семнадцатого века. Представим на момент впечатление Джона Эвелина или других путешественников, если бы им повезло пройтись по Дельфту с самим Брамером или его последователями. Если бы Питер Тединг ван Беркхаут (см. стр 15) не посетил Вермеера в мае 1669 года, но получил возможность наблюдать, как 73-летний Брамер заканчивает свои фрески в Принсенхоф, а затем увидеть расписную комнату в штабе гражданской гвардии и, возможно, некоторые другие фрески в Делфте, он вполне мог прийти к выводу, что великая традиция украшения дворцов, которая была привезена из Италии в Гаагу и ее окрестности последним принцем Фредериком Хендриком, все еще процветала в Дельфте.

И, по-видимому, если бы тому же джентльмену довелось увидеть роспись Фабрициуса в доме доктора Валенсиса или что-то подобное, он написал бы в своем дневнике нечто очень похожее на сказанное им о Вермеере: «самый необычный и самый любопытный аспект [работы художника] - перспектива" [107]. Но тогда он мог сказать то же самое о "Суде Соломона" Питера ван Бронкхорста (1622, рис. 94) в городской ратуше или о картине Хоукгеста, датированных в период с 1630 по 1650-е годы. И, прямо говоря, что еще мог сказать Тединг ван Беркоут о "Виде Дельфта через воображаемую лоджию", которую Даниил Восмаер написал в 1663 году (рис. 111)?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики