Пост 138. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 53

Если опираться только на датировку картин середины столетия, то без документальных свидетельств невозможно сказать, где работали художники Дельфта. 

Проще всего определить местонахождение Стенвиков, поскольку присущий им стиль "суетных" натюрмортов указывает на определенную область - то есть, Лейден, Гаагу или Дельфт (см. рис. 20). 

Ван дер Аста можно было найте в Утрехте, где-нибудь в южной части Голландии (он оказал большое влияние на художника букетов Бартоломеуса Асстейна (Bartholomeus Assteyn)) [297] или в его родной провинции Зеландии. 

Сложнее с Гиллисом Гиллишем де Бергом (Gillis Gillisz de Bergh, 1600-1669) (см. кат. № 8). Н.Р.А Врум (N. R. A. Vroom, нидерландский историк искусства - прим. перев.) считает его близким к Клэшу, основываясь на композициях и мотивах, а также на монохромной палитре (хотя это не всегда так). 

Тем не менее, характерные натюрморты с фруктами и сыром, приблизительно датируемые около 1640 года, "имеют необычное, даже таинственное освещение в харлемских картинах" [298]. Это довольно странный подход к характеристике художника, который сделал всю свою карьеру в Дельфте.

Гиллис, отец Берга, был изготовителем парусов в Генте, он стал гражданином Дельфта в 1590 году. Даниел де Берг, дельфтский серебряных дел мастер и гравер, был дядей художника. Младший Гиллис вступил в гильдию художниов в 1624 году, а его брат Мэтью (умер в 1687 году) - в 1638. Последний писал исторические картины в манере Ковенберга, и о нем мало что известно, так же, как и о другом его последователе - Вершоре (Verschoor) [299].


Гиллис был более успешным. Распродажи его  картин упоминаются в ведомостях Дельфта в 1650-1680 годах. Датированные картины редки, но одна 1625 года и другие ранние его работы включают мотивы Дельффа (его учителя?) [300]

В 1640-х годах, а может быть - и раньше, Де Берг подражает Ван дер Асту, например, в картине с фруктами, которые падают с корзины с фарфоровым основанием [301]

Влияние Клэша и его коллег, похоже, проявилось в то же время, в конце 1630-х годов, если судить по заимствованным мотивам, формату и стилю лучших картин Де Берга. 

Оловянные тарелки, серебрёные таццы (бокалы на высоких тонких ножках - прим. перев.) и золоченые чашки, бокалы отражениями, напоминающими стиль Клэша, но в комбинации с китайским фарфором из картин Де Берга могли прийти от Ан дер Аста и Восточно-Индийской компании [302].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики