Пост 137. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 52
Как и Ван дер Аст, Стенвики
постепенно восприняли более светлый и объемный стиль в работах, датированных от
1630 года и дальше (такие, как кат. № 59). Их ощутимое физически изображение
глиняных горшков, металлических кувшинов, кастрюль сравнимо с Дельффом, но
также и с монохромистами Харлема, с Яном ден Уйлом (Jan den Uyl)
из Амстердама, с Доу и Ливенсом из Лейдена и с другими художниками других
провинций Голландии [294].
Даже Виллем ван Одеркеркен (Will em van
Odekercken), "грубый художник",
разрушитель границ жанров бытовой живописи и натюрморта, очевидно, был знаком с
мастерами Харлема и Амстердама, например, с Герритом Хеда и Ден Уйлом [295]
Таким образом, выясняется, что в
1630 - 40-х годах натюрмористы Дельфта (как и их коллеги, специализирующиеся на
жанровой, ландшафтной и архитектурной живописи) постепенно становятся более
естественными, чем это было обычно для Харлема, хотя художники других городов,
таких, как Амстердам и Лейден, шли в том же направлении.
В целом, художники
Дельфта в течение десятилетия или двух отставали от своих продвинутых коллег,
но только некоторых из них можно назвать провинциальными. Передовые идеи того
времени им были известны, и они их понимали,
но продолжали работать в старой манере из-за вкусов меценатов и двора.
Можно сказать, что некоторые из
натюрмортов Стенвиков, "залитые лучами света, напоминают светящиеся
картины, которые принесли известность дельфтской школе в 1650-60-х годах, -
картины Питера де Хоха, Герарда Хоукгеста, Эмануэля де Витте и Вермеера" [296].
Параллели можно найти
в работах Паламедеша, Ван Вельсена, Поттера и других художников, которые
работали в Дельфте во второй четверти столетия. Но утверждение, что у Дельфта
было нечто вроде патента на дневной свет или что становление знаменитой
"Дельфтской школы" по существу зародилось внутри (или загорелось
внутри, для чего Поттер был чем-то вроде искры), не подтверждается при
внимательном рассмотрении всего диапазона доказательств.
Харлемские и
амстердамские картины - картина "Молодой ученый" Кодде (Codde) в музее изящных
искусств Лилля, упомянутая выше - могли бы считаться типично дельфтскими, если
бы они там были написаны.
Очевидно, художники Дельфта привнесли собственное
понимание тяги к природе - классические более упорядоченные композиции,
прохладное освещение, высвеченые пятна, тенденцию сдержать жесты и проявление
чувств и подчеркнуть глубину замысла и мастерство.
И это было заметным
преимуществом, когда новый натурализм нашел признание в Дельфте (разумеется,
частично, среди молодого поколения клиентов), это было нечто свежее, а для
таких художников, как Хоукгест и Де Витте, Фабрициус и Де Хох новый подход
давал богатые возможности.
Повторение обычных приемов бросается в глаза в
поздних работах Питера Клэша и Дирка Хальса, в то время как старые идеи могут
пройти незамеченными в картинах Вермеера и его собратьев по кисти в 1650-х
годах.
Комментарии
Отправить комментарий