Пост 137. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 52

Как и Ван дер Аст, Стенвики постепенно восприняли более светлый и объемный стиль в работах, датированных от 1630 года и дальше (такие, как кат. № 59). Их ощутимое физически изображение глиняных горшков, металлических кувшинов, кастрюль сравнимо с Дельффом, но также и с монохромистами Харлема, с Яном ден Уйлом (Jan den Uyl) из Амстердама, с Доу и Ливенсом из Лейдена и с другими художниками других провинций Голландии [294]. Даже Виллем ван Одеркеркен (Will em van Odekercken), "грубый художник", разрушитель границ жанров бытовой живописи и натюрморта, очевидно, был знаком с мастерами Харлема и Амстердама, например, с Герритом Хеда и Ден Уйлом [295]

Таким образом, выясняется, что в 1630 - 40-х годах натюрмористы Дельфта (как и их коллеги, специализирующиеся на жанровой, ландшафтной и архитектурной живописи) постепенно становятся более естественными, чем это было обычно для Харлема, хотя художники других городов, таких, как Амстердам и Лейден, шли в том же направлении. 

В целом, художники Дельфта в течение десятилетия или двух отставали от своих продвинутых коллег, но только некоторых из них можно назвать провинциальными. Передовые идеи того времени им были известны, и они их понимали,  но продолжали работать в старой манере из-за вкусов меценатов и двора.

Можно сказать, что некоторые из натюрмортов Стенвиков, "залитые лучами света, напоминают светящиеся картины, которые принесли известность дельфтской школе в 1650-60-х годах, - картины Питера де Хоха, Герарда Хоукгеста, Эмануэля де Витте и Вермеера" [296]

Параллели можно найти в работах Паламедеша, Ван Вельсена, Поттера и других художников, которые работали в Дельфте во второй четверти столетия. Но утверждение, что у Дельфта было нечто вроде патента на дневной свет или что становление знаменитой "Дельфтской школы" по существу зародилось внутри (или загорелось внутри, для чего Поттер был чем-то вроде искры), не подтверждается при внимательном рассмотрении всего диапазона доказательств. 

Харлемские и амстердамские картины - картина "Молодой ученый" Кодде (Codde) в музее изящных искусств Лилля, упомянутая выше - могли бы считаться типично дельфтскими, если бы они там были написаны. 

Очевидно, художники Дельфта привнесли собственное понимание тяги к природе - классические более упорядоченные композиции, прохладное освещение, высвеченые пятна, тенденцию сдержать жесты и проявление чувств и подчеркнуть глубину замысла и мастерство.

 И это было заметным преимуществом, когда новый натурализм нашел признание в Дельфте (разумеется, частично, среди молодого поколения клиентов), это было нечто свежее, а для таких художников, как Хоукгест и Де Витте, Фабрициус и Де Хох новый подход давал богатые возможности. 

Повторение обычных приемов бросается в глаза в поздних работах Питера Клэша и Дирка Хальса, в то время как старые идеи могут пройти незамеченными в картинах Вермеера и его собратьев по кисти в 1650-х годах.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики