Пост 135. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 50

То, что стиль Ван дер Аста с годами изменился очень мало, - одно из общепринятых понятий в истории голландского искусства [281]. То же самое говорится о Ван Миервельде и может быть сказано о Ван Геле (см. кат.№ 22), миддельлбургском пейзажисте, который в течение года работал в Дельфте одновременно с Ван дер Астом. 

Тем не менее, учитывая консервативность вкуса в Дельфте, постепенное изменение стиля Ван дер Аста в 1630-х и 1640-х годах заслуживает высокой оценки. В натюрморте "Цветы, раковины и насекомые" 1635 года (кат. № 4), например, помимо легкого парения лепестков и крыльев в верхней части картины, есть как бы взгляд снизу, мягче смоделированный, с легкими тенями, светлой тональностью и вообще с более естественным дневным светом и глубиной, чем на голландских натюрмортах предыдущего десятилетия.  

Критики нового времени должны были бы характеризовать работы Клэша и Хеда как более усовершенствованные, имея в виду их большую натуралистичность. Но знатоки того времени не могли видеть Ван дер Аста, работающего в том же жанре, что и харлемские художники натюрмортов вида "монохромный банкет". Его картины - как собрание коллекционера природных редкостей, который вынимает предметы один за другим из ящиков, из книг, снимает их с полок, чтобы показать посетителю. 

Рассматривая картины Ван дер Аста, вы никогда не почувствуете (как в харлемских картинах) какого-то обрыва, какого-то еще действия, уроки которого усваиваются с первого взгляда. К его цветам и раковинам можно возвращаться неоднократно, и общее впечатление  - красота творений природы и искусства.


"По мере развития натюрморта, в Дельфте наблюдается заметная популярность так называемых кухонных натюрмортов" [282]. Возможно, они популярны, но не так, как собственно цветы (об этом - ниже). 

Кухонные натюрморты писали в нескольких других городах, куда временами перемещались художники Дельфта. Было бы интересно знать, какое количество написанных в Дельфте картин осело у местных коллекционеров, чтобы сравнить с проданными на стороне. 

Интересно отметить, что между маем 1613 года и декабрем 1649 года вновь зарегистрировались в дельфтской гильдии художников четырнадцать натюрмористов (в том числе - флористов), тогда как до этого периода их было трое и между 1650 и 1679 годами - тоже трое [283]. Но это были, в основном, второстепенные живописцы, их картины были недороги, и писали они  овощи, убитую дичь, рыбу и медную посуду. 

Такие же или подобные мотивы есть в роттердамских картинах, особенно в датированных позднее 1630-х годов, когда Питер де Блот (Pieter de Bloat), Корнелис и Херман Сафтлевен (Cornelis and Herman Saftleven), Хендрик Сорг (Hendrick Sorgh) и (в 1640-х годах) Виллем Кальф - все писали кухни и постоянные интерьеры. 

Ни одна картина  такого сорта не упоминается в собраниях заметных коллекционеров и торговцев картинами, за исключением дешевых распродаж [284].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики