Пост 135. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 50
То, что стиль Ван дер Аста с годами
изменился очень мало, - одно из общепринятых понятий в истории голландского
искусства [281].
То же самое говорится о Ван Миервельде и может быть сказано о Ван Геле (см.
кат.№ 22), миддельлбургском пейзажисте, который в течение года работал в
Дельфте одновременно с Ван дер Астом.
Тем не менее, учитывая консервативность
вкуса в Дельфте, постепенное изменение стиля Ван дер Аста в 1630-х и 1640-х
годах заслуживает высокой оценки. В натюрморте "Цветы, раковины и
насекомые" 1635 года (кат. № 4), например, помимо легкого парения
лепестков и крыльев в верхней части картины, есть как бы взгляд снизу, мягче
смоделированный, с легкими тенями, светлой тональностью и вообще с более
естественным дневным светом и глубиной, чем на голландских натюрмортах
предыдущего десятилетия.
Критики нового
времени должны были бы характеризовать работы Клэша и Хеда как более усовершенствованные,
имея в виду их большую натуралистичность. Но знатоки того времени не могли
видеть Ван дер Аста, работающего в том же жанре, что и харлемские художники
натюрмортов вида "монохромный банкет". Его картины - как собрание
коллекционера природных редкостей, который вынимает предметы один за другим из
ящиков, из книг, снимает их с полок, чтобы показать посетителю.
Рассматривая
картины Ван дер Аста, вы никогда не почувствуете (как в харлемских картинах)
какого-то обрыва, какого-то еще действия, уроки которого усваиваются с первого
взгляда. К его цветам и раковинам можно возвращаться неоднократно, и общее
впечатление - красота творений природы и
искусства.
"По мере развития натюрморта,
в Дельфте наблюдается заметная популярность так называемых кухонных
натюрмортов" [282].
Возможно, они популярны, но не так, как собственно цветы (об этом - ниже).
Кухонные натюрморты писали в нескольких других городах, куда временами
перемещались художники Дельфта. Было бы интересно знать, какое количество
написанных в Дельфте картин осело у местных коллекционеров, чтобы сравнить с
проданными на стороне.
Интересно отметить, что между маем 1613 года и декабрем
1649 года вновь зарегистрировались в дельфтской гильдии художников четырнадцать
натюрмористов (в том числе - флористов), тогда как до этого периода их было
трое и между 1650 и 1679 годами - тоже трое [283].
Но это были, в основном, второстепенные живописцы, их картины были недороги, и
писали они овощи, убитую дичь, рыбу и
медную посуду.
Такие же или подобные мотивы есть в роттердамских картинах,
особенно в датированных позднее 1630-х годов, когда Питер де Блот (Pieter de Bloat), Корнелис и
Херман Сафтлевен (Cornelis and
Herman Saftleven), Хендрик Сорг (Hendrick Sorgh) и (в 1640-х
годах) Виллем Кальф - все писали кухни и постоянные интерьеры.
Ни одна картина такого сорта не упоминается в собраниях
заметных коллекционеров и торговцев картинами, за исключением дешевых распродаж
[284].
Комментарии
Отправить комментарий