Пост 134. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 49

Ван дер Аст переехал в Дельфт в мае 1632 года, когда нотариус Виллем де Ланг (рис. 228а) - известный коллекционер, который часто выступал от имени художников - помог ему получить 200 гульденов  от ювелира из Утрехта [276]

Он вступил в гильдию в июне 1632 года и уплатил повышенный регистрационный сбор как не гражданин Утрехта; гражданство он получил в апреле 1633 года. Объявление о предстоящем браке с Маргаритой Янс ван Буерен было зарегистрировано в феврале 1633 года, официальная церемония бракосочетания состоялась в Рейсвике 19 марта [277]

В завещании 1650 года записано, что у Ван дер Аста - две дочери и что семья живет на восточной стороне Старого Дельфта, возле Старой Кирхи; вид из окна в изысканном натюрморте в Дессау (кат.№5), как это очевидно, написан из его собственного дома [278]

Ван дер Аст был похоронен 19 декабря 1657 года в Старой Кирхе.

У художника  не было личных причин переезжать в Дельфт, это было продиктовано  бизнесом. Ряд утрехтских художников, включая Ван Хонтхорста, Мореелсе  (Moreelse), Ван Поленбурга и Сэвери (близкого соратника Ван ден Аста), продавали свои картины Фредерику Хендрику и Амалии ван Солмс. Так было и с Ван дер Астом, разве что пара картин поступила к ней в 1632 году от посредников. 

Де Гейн умер в 1629 году и, при всем уважении в Восмаеру, в Дельфте, Гааге и их окрестностях среди "цветочников" практически не было конкуренции, а уж тем более - никто не работал с таким исключительным качеством, как Ван дер Аст. Очень может быть, что большинство возможных клиентов Утрехта были довольны; букеты Сэвери датированы не позднее 1630 года.  Многие известные коллекционеры города подпали под влияние вкуса двора [279], и Ван дер Аст, скорее всего, знал, что это верно и в Дельфте, и в Гааге.

Другой признак того, что Ван дер Аст мог иметь клиентов в королевском дворе в Гааге - его исключительный натюрморт в Дуэ (рис. 103), большое полотно, слишком хрупкое для морских путешествий [280]. Обилие цветов, фруктов, раковин на фоне разрушенной стены и, как кажется, заброшенного дворца, - все напоминает о бренности земной жизни. 

Работа датирована 1640 годом, архитектурный фон на втором плане приписывают Бартоломеусу ван Бассену, что выглядит вполне правдоподобно.  Несомненно, вид сооружений и их изображение точно указывают на авторство Ван Бассена (приблизительно в то же время он написал "Фантастический дворец для Зимнего короля" (Фридриха V - курфюрста Пфальцского - прим. перев.) (рис. 91), где сломанные колонны на переднем плане и, вероятно, церковная башня на заднем плане как-то связаны с бессмертной душой Фридриха V. Летающая над цветами бабочка в картине, находящейся в Дуэ, - другой символ души. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики