Пост 134. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 49
Ван дер Аст переехал в Дельфт в мае
1632 года, когда нотариус Виллем де Ланг (рис. 228а) - известный коллекционер,
который часто выступал от имени художников - помог ему получить 200
гульденов от ювелира из Утрехта [276].
Он вступил в гильдию
в июне 1632 года и уплатил повышенный регистрационный сбор как не гражданин
Утрехта; гражданство он получил в апреле 1633 года. Объявление о предстоящем
браке с Маргаритой Янс ван Буерен было зарегистрировано в феврале 1633 года,
официальная церемония бракосочетания состоялась в Рейсвике 19 марта [277].
В завещании 1650 года
записано, что у Ван дер Аста - две дочери и что семья живет на восточной
стороне Старого Дельфта, возле Старой Кирхи; вид из окна в изысканном
натюрморте в Дессау (кат.№5), как это очевидно, написан из его собственного
дома [278].
Ван дер Аст был
похоронен 19 декабря 1657 года в Старой Кирхе.
У художника не было личных причин переезжать в Дельфт,
это было продиктовано бизнесом. Ряд
утрехтских художников, включая Ван Хонтхорста, Мореелсе (Moreelse),
Ван Поленбурга и Сэвери (близкого соратника Ван ден Аста), продавали свои
картины Фредерику Хендрику и Амалии ван Солмс. Так было и с Ван дер Астом,
разве что пара картин поступила к ней в 1632 году от посредников.
Де Гейн умер
в 1629 году и, при всем уважении в Восмаеру, в Дельфте, Гааге и их окрестностях
среди "цветочников" практически не было конкуренции, а уж тем более -
никто не работал с таким исключительным качеством, как Ван дер Аст. Очень может
быть, что большинство возможных клиентов Утрехта были довольны; букеты Сэвери
датированы не позднее 1630 года. Многие
известные коллекционеры города подпали под влияние вкуса двора [279], и Ван дер Аст, скорее
всего, знал, что это верно и в Дельфте, и в Гааге.
Другой признак того, что Ван дер
Аст мог иметь клиентов в королевском дворе в Гааге - его исключительный
натюрморт в Дуэ (рис. 103), большое полотно, слишком хрупкое для морских
путешествий [280].
Обилие цветов, фруктов, раковин на фоне разрушенной стены и, как кажется,
заброшенного дворца, - все напоминает о бренности земной жизни.
Работа
датирована 1640 годом, архитектурный фон на втором плане приписывают
Бартоломеусу ван Бассену, что выглядит вполне правдоподобно. Несомненно, вид сооружений и их изображение
точно указывают на авторство Ван Бассена (приблизительно в то же время он
написал "Фантастический дворец для Зимнего короля" (Фридриха V - курфюрста Пфальцского
- прим. перев.) (рис. 91), где сломанные колонны на переднем плане и, вероятно,
церковная башня на заднем плане как-то связаны с бессмертной душой Фридриха V.
Летающая над цветами бабочка в картине, находящейся в Дуэ, - другой символ
души.
Комментарии
Отправить комментарий