Пост 134. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 49

Ван дер Аст переехал в Дельфт в мае 1632 года, когда нотариус Виллем де Ланг (рис. 228а) - известный коллекционер, который часто выступал от имени художников - помог ему получить 200 гульденов  от ювелира из Утрехта [276]

Он вступил в гильдию в июне 1632 года и уплатил повышенный регистрационный сбор как не гражданин Утрехта; гражданство он получил в апреле 1633 года. Объявление о предстоящем браке с Маргаритой Янс ван Буерен было зарегистрировано в феврале 1633 года, официальная церемония бракосочетания состоялась в Рейсвике 19 марта [277]

В завещании 1650 года записано, что у Ван дер Аста - две дочери и что семья живет на восточной стороне Старого Дельфта, возле Старой Кирхи; вид из окна в изысканном натюрморте в Дессау (кат.№5), как это очевидно, написан из его собственного дома [278]

Ван дер Аст был похоронен 19 декабря 1657 года в Старой Кирхе.

У художника  не было личных причин переезжать в Дельфт, это было продиктовано  бизнесом. Ряд утрехтских художников, включая Ван Хонтхорста, Мореелсе  (Moreelse), Ван Поленбурга и Сэвери (близкого соратника Ван ден Аста), продавали свои картины Фредерику Хендрику и Амалии ван Солмс. Так было и с Ван дер Астом, разве что пара картин поступила к ней в 1632 году от посредников. 

Де Гейн умер в 1629 году и, при всем уважении в Восмаеру, в Дельфте, Гааге и их окрестностях среди "цветочников" практически не было конкуренции, а уж тем более - никто не работал с таким исключительным качеством, как Ван дер Аст. Очень может быть, что большинство возможных клиентов Утрехта были довольны; букеты Сэвери датированы не позднее 1630 года.  Многие известные коллекционеры города подпали под влияние вкуса двора [279], и Ван дер Аст, скорее всего, знал, что это верно и в Дельфте, и в Гааге.

Другой признак того, что Ван дер Аст мог иметь клиентов в королевском дворе в Гааге - его исключительный натюрморт в Дуэ (рис. 103), большое полотно, слишком хрупкое для морских путешествий [280]. Обилие цветов, фруктов, раковин на фоне разрушенной стены и, как кажется, заброшенного дворца, - все напоминает о бренности земной жизни. 

Работа датирована 1640 годом, архитектурный фон на втором плане приписывают Бартоломеусу ван Бассену, что выглядит вполне правдоподобно.  Несомненно, вид сооружений и их изображение точно указывают на авторство Ван Бассена (приблизительно в то же время он написал "Фантастический дворец для Зимнего короля" (Фридриха V - курфюрста Пфальцского - прим. перев.) (рис. 91), где сломанные колонны на переднем плане и, вероятно, церковная башня на заднем плане как-то связаны с бессмертной душой Фридриха V. Летающая над цветами бабочка в картине, находящейся в Дуэ, - другой символ души. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей