Пост 126. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 41


Виллем ван ден Бундель (Willem van den Bundel, 1577-1655) родился в Брюсселе [223]. Его семья попала через Антверпен в Дельфт, где она влилась в кальвинистскую общину в 1586 году. 

В конце 1597 года Ван ден Бундель становится учеником Ван Кониксло в Амстердаме; там он женился в 1600 году. Он зарегистрирован как житель Дельфта в 1603 году, но также в Амстердаме между мартом 1607 года (когда он был представлен на важной продаже его прежней коллекции мастеров) и  1620 годом, когда смерть его отца заставила его вернуться в Дельфт [224]

В Амстердаме Ван ден Бундель хорошо известен сообществу художников: он бывает на аукционах, оценивает картины, отмечен в компании Питера Ластмана (Pieter Lastman), пейзажиста и исторического художника Адиана ван Нейландта (Adriaen Nieulandt) и других (он должен был знать Якоба Пинаса (Jacob Pynas) [225]

В Дельфте Ван ден Бундель и его вторая жена купили дом на Вламингстраат.  Он вступил в гильдию художников в 1623 году и часто выполнял обязанности члена правления в 1620-х и 1630-х годах. Его племянник Якоб Динсих (сын сестры Ван ден Бунделя) записался в гильдию между 1622 и 1624 годами, но в в 1625 году стал помощником пекаря [226].

Лесной пейзаж Ван ден Бунделя в Рийксмузеуме,  в Амстердаме (рис. 97) датируется 1623 годом, когда художнику было сорок шесть лет. Его стиль обычно сравнивают со стилем его учителя, а еще больше - со стилем Гиллиса д'Хондекотера (Gillis d'Hondecoeter), который в 1610 году приехал из Утрехта в Амстердам.  

Оба художника были примерно одного возраста и оба рано привязались к Дельфту: фламандская семья д'Хондекотера поселилась там до 1601 года; он женился в 1602 году; и он присутствовал на свадьбе сына Николаса в Дельфте в 1637 году (за год до своей смерти). 

Сравнение деревенского пейзажа Ван ден Бунделя и других его картин 1620-х годов с работами д'Хондекотера, например, с "Деревенской дорогой" приблизительно 1615-1618  годов (также в Рийксмузеуме) показывает, что дельфтский художник многим обязан этому мастеру [227]. Но ритмика деревьев напоминает других художников, таких, как Ван де Венне (Van de Venne), Винкбонс (Vinckboons) и антверпенского художника Александра Кейринкса (Alexander Keirincx, 1600-1652), который после 1626 года работал в Амстердаме, Утрехте и Лондоне [228]

Манера Ван ден Бунделя стала более натуралистичной в 1620-х и 1630-х годах, вероятно, вследствие знакомства с полотнами Ван де Венне (который жил в Гааге с 1625 года) и Исайи ван де Вельде; они оба были хорошо известны в Дельфте [229]. Некоторые поздние деревенские виды Ван ден Бунделя как бы предвосхищают Хоббема (Hobbema). Тем не менее, в отличие от молодого поколения, Ван ден Бундель (как и Ван Геель) никогда не изучал природу и искусство.

Питер Гроенвеген (Pieter Groenewegwn, 1600-1658?) как пейзажист очень сильно отличался от Ван ден Бунделя и Ван Геля. Судя по его хорошо известному полотну - римский пейзаж из Рийксмузеума (рис. 98), его можно отнести к последователям Бринберга (Breenbergh).  Другие работы напоминают  работы Якоба Пинаса (Jacob Pynas), который был одним из ранних голландских пейзажистов, живших в Риме (приблизительно в 1605-1608 годах). 

Гроенвеген работал в Риме в началае 1620-х годов, в то же время, когда там жили Бринберг, Ван Поленбург и Брамер. Он вступил в гильдию Дельфта 30 марта 1626 года. Сын богатых родителей, Гроенвеген  в 1633 году арендовал дом за 1380 гульденов, что было достаточно для покупки скромного жилья [230]. 

В дельфтской лотерее 1626 года три пейзажа художника с фигурами, написанными Ван де Вельде, были оценены в 32, 32 и 48 гульденов [231]. Его работы довольно часто встречаются в дельфтских описях, особенно в течение 1640-х годов. Ими торговал  Ренье, отец Вермеера [232]. В 1657 и 1658 годах Гроенвеген упоминается как неплательщик взносов в товарищество художников Гааги [233]. Видимо, он вскоре скончался.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики