Пост 126. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 41
Виллем ван ден Бундель (Willem van den Bundel,
1577-1655) родился в Брюсселе [223]. Его семья попала через
Антверпен в Дельфт, где она влилась в кальвинистскую общину в 1586 году.
В
конце 1597 года Ван ден Бундель становится учеником Ван Кониксло в Амстердаме;
там он женился в 1600 году. Он зарегистрирован как житель Дельфта в 1603 году,
но также в Амстердаме между мартом 1607 года (когда он был представлен на
важной продаже его прежней коллекции мастеров) и 1620 годом, когда смерть его отца заставила
его вернуться в Дельфт [224].
В Амстердаме Ван ден Бундель хорошо известен
сообществу художников: он бывает на аукционах, оценивает картины, отмечен в
компании Питера Ластмана (Pieter Lastman), пейзажиста и
исторического художника Адиана ван Нейландта (Adriaen Nieulandt) и других (он должен
был знать Якоба Пинаса (Jacob Pynas) [225].
В Дельфте Ван ден
Бундель и его вторая жена купили дом на Вламингстраат. Он вступил в гильдию художников в 1623 году и
часто выполнял обязанности члена правления в 1620-х и 1630-х годах. Его
племянник Якоб Динсих (сын сестры Ван ден Бунделя) записался в гильдию между
1622 и 1624 годами, но в в 1625 году стал помощником пекаря [226].
Лесной пейзаж Ван ден Бунделя в Рийксмузеуме, в Амстердаме (рис. 97) датируется 1623 годом,
когда художнику было сорок шесть лет. Его стиль обычно сравнивают со стилем его
учителя, а еще больше - со стилем Гиллиса д'Хондекотера (Gillis d'Hondecoeter), который в 1610 году
приехал из Утрехта в Амстердам.
Оба
художника были примерно одного возраста и оба рано привязались к Дельфту:
фламандская семья д'Хондекотера поселилась там до 1601 года; он женился в
1602 году; и он присутствовал на свадьбе сына Николаса в Дельфте в 1637 году
(за год до своей смерти).
Сравнение деревенского пейзажа Ван ден Бунделя и
других его картин 1620-х годов с работами д'Хондекотера, например,
с "Деревенской дорогой" приблизительно 1615-1618 годов (также в Рийксмузеуме) показывает, что
дельфтский художник многим обязан этому мастеру [227]. Но ритмика деревьев
напоминает других художников, таких, как Ван де Венне (Van de Venne), Винкбонс (Vinckboons) и антверпенского
художника Александра Кейринкса (Alexander Keirincx, 1600-1652), который после 1626
года работал в Амстердаме, Утрехте и Лондоне [228].
Манера Ван ден
Бунделя стала более натуралистичной в 1620-х и 1630-х годах, вероятно,
вследствие знакомства с полотнами Ван де Венне (который жил в Гааге с 1625
года) и Исайи ван де Вельде; они оба были хорошо известны в Дельфте [229]. Некоторые поздние
деревенские виды Ван ден Бунделя как бы предвосхищают Хоббема (Hobbema). Тем не менее, в
отличие от молодого поколения, Ван ден Бундель (как и Ван Геель) никогда не
изучал природу и искусство.
Питер Гроенвеген (Pieter Groenewegwn,
1600-1658?) как пейзажист очень сильно отличался от Ван ден Бунделя и Ван
Геля. Судя по его хорошо известному полотну - римский пейзаж из Рийксмузеума
(рис. 98), его можно отнести к последователям Бринберга (Breenbergh). Другие работы напоминают работы Якоба Пинаса (Jacob Pynas), который был одним
из ранних голландских пейзажистов, живших в Риме (приблизительно в 1605-1608
годах).
Гроенвеген работал в Риме в началае 1620-х годов, в то же время, когда
там жили Бринберг, Ван Поленбург и Брамер. Он вступил в гильдию Дельфта 30 марта 1626 года. Сын богатых
родителей, Гроенвеген в 1633 году
арендовал дом за 1380 гульденов, что было достаточно для покупки скромного
жилья [230].
В дельфтской лотерее 1626 года три пейзажа художника
с фигурами, написанными Ван де Вельде, были оценены в 32, 32 и 48 гульденов [231]. Его работы довольно
часто встречаются в дельфтских описях, особенно в течение 1640-х годов. Ими
торговал Ренье, отец Вермеера [232]. В 1657 и 1658 годах
Гроенвеген упоминается как неплательщик взносов в товарищество художников Гааги
[233]. Видимо, он вскоре скончался.
Комментарии
Отправить комментарий