Пост 124. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 39
С середины 1590-х годов Де Момпер получал заказы от двора
эрцгерцога в Брюсселе. То же самое
произошло позднее и с Яном Брейгелем
(примерно с 1606 года), хотя он продолжал работать на своего итальянского
патрона кардинала Федерико Борромео, миланского архиепископа.
Сэвери (Savery), само собой, служил
при дворе императора Рудольфа II в Праге (около 1604-11 годов). Таким образом,
фламандские пейзажисты, которых собирал Фредерик Хендрик, были художниками,
признанными при дворах Габсбургов и знатоками Италии. Его голландские пейзажи
принадлежали художникам, работавшим в той же манере, впервые разработанной в
Антверпене и Риме, а также фламандским новаторам из Амстердама и города Франкенталь на Рейне (главной фигурой в этих двух местах
был Гиллиас ван Конинксло (Gillias van Coninxloo))[214].
Как и в случае с историческими художниками и
портретистами, такими, как Рубенс, Ван Дейк, Иорданс и Томас Виллебойртс
Босхарт (Thomas Willerboirts Bosshaert), интересы Фредерика
Хендрика в пейзажной живописи не ограничивались местными живописцами, он был в
курсе европейских вкусов.
Это должно было влиять на Дельфт, но популярность Де Момпера и
большой приток фламандцев предшествовали периоду, в течение которого
штадтгальтер формировал свою коллекцию.
Конечно, пейзажная живопись по всей стране в первой четверти столетия
была многим обязана фламандским предшественникам. В южной части Голландии и в Зеландии (судя по
тому, что известно о написанном в Дордрехте, Миддльбурге, Роттердаме, а также в
Дельфте и Гааге) антверпенские традиции изображения горных и лесных пейзажей
имели более глубокие корни и больше разветвлялись, чем в других местах новейших
объединенных провинций, за исключением разве что Утрехта [215].
Среди ранних представителей Дельфта были Ханс Иорданс (см. рис.
54) и рисовальщики Франсуа Спиринга - Карл ван Мандер, отец и сын (см. кат №№
118, 137- 139).
Иорданс часто изображал библейские объекты на фоне пейзажа. Например,
в одном большом полотне, показывающем примирение Иакова и Исава, армия Исава и
семейство Иакова чрезвычайно удачно расположены по обе стороны широкой долины,
а братья обнимаются в центре простирающегося за ними вида [216].
В другой картине
Христос и самаритянка встречаются среди двадцати фигур, показанных в виде
змейки, извивающейся между стволами изогнутых деревьев и горным потоком. Ян
Брильс (Jan Briels) описывает композицию как смесь заимствований от
Гилиса д'Хондекотера (Gillis d'Hondecoeter, 1575/80-1638), отца уроженца
Антверпена Гийсберта (Gijsbert)) и
Гиллиса
ван Конинксло (Gillis van Coninxloo? 1544-1606) [217].
В качестве
исторического художника и особенно пейзажиста Иорданс следовал за своим сыном
Симоно (1585-1631), который вместе с отцом стал гражданином Дельфта в 1612
году. Он писал стаффадж для других дельфтских пейзажистов, таких как Питер Стел
(Pieter Stael, 1575/76-1622) и Виллема ван
ден Бунделя (Willem van den Bundel) [218].
Комментарии
Отправить комментарий