Пост 125. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 40
Потребовалась бы еще одна глава, чтобы обнаружить корни этих
художников в работах хорошо известных фламандских иммигрантов, таких, как Д'Хондекетер (D'Hondecoeter), Ван Конинксло (Van Coninxloo), Сэвери (Savery) и Давид Винкбонс (David Vinckboons). И это вряд ли
кто-нибудь мог бы оценить.
Основной вопрос - насколько постоянным было
следование традициям в Дельфте с 1590-х до 1640-х годов. Это говорит меньше о
художниках, чем о местных вкусах. Кроме того, есть странности, которые
привлекают внимание, особенно в работах Гроенвегена (Groenewegen) и Ван Геля (Van Geel).
Ван Гель работал в Дельфте только с 1626 по 1633 год. Скорее
всего, он родился приблизительно в 1585 году в Миддлбурге, где был
зарегистрирован в гильдии художников с 1615 по 1625 год (и был деканом в 1617 году).
Будучи постоянно в
долгах, он (вероятно) сбежал в Дельфт. В 1627 году он женился на вдове
серебряных дел мастера, их брак был несчастным, она умерла в 1632 году. В
феврале 1633 года Ван Геель просит гильдию художников Дордрехта разрешить
работать полгода. Он становится постоянным членом гильдии в последующий год.
Место и год его смерти неизвестны, но ни одна из его работ не датируется после
1638 года [219].
В ранней работе ван Геля в Миддлбурге (например, рис. 96)
использованы приемы, заимствованные от антверпенских художников, таких, как Ян
Брейгель Старший и Денис ван Альслот (Denijs van Alsloot) [220].
Изогнутые стволы
деревьев напоминают Сэвери (Savery), но в работах о его
живописи нехватает обоснования. Эти стволы - наиболее характерная особенность
ван Геля: в 1620 годах они становятся невероятно мшистыми и разросшимися, как
будто они появились после библейского потопа (см. кат.№ 22).
Девственные леса с
таинственными тенями многовековых деревьев изображались столетием раньше на
полотнах Альбрехта Альтдорфера и ожили снова в работах Ван Конинксло, Сэвери и
Эльхаймера. Якоб Пинас (Jacob Pynas, 1585-1656), который
работал в Дельфте в те же годы (1632-1639), Геркулес Сегерс (Hercules Seghers,
1589/90-1633/38) - ученик Ван Конинксло и
Рембрандт в таких картинах как "Каменный мост" конца 1630-х годов (Rijksmuseum, Амстердам) ярко
показали восхищение этими мастерами и помогли определить точное место Ван Геля
в этом контексте [221].
Две картины Сегерса были куплены Фридрихом
Хендриком в 1632 году, но Ван Гель никогда не удостаивался такой чести. У его многих
маленьких картин были умеренные цены. В 1630-х годах его техника значительно
менялась вместе с цветовой гаммой (большое разнообразие коричневого и
зеленого); этот подход был для него дешевле и требовал меньше времени и
материалов, чем детали и цветовые пятна в его ранних работах.
В то же время Ван
Гель медленно реагировал на свежие течения, как например, установленные Ван
Гоеном (который находился в Гааге приблизительно с 1632 года). Но его тема
оставалась той же и в Дельфте, и в Дордрехте. В любом случае, его небольшие
подвижки в направлении натуралистического изображения делают его поздние работы
похожими на сообщения с другого континента [222].
Комментарии
Отправить комментарий