Пост 123. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 38

Ландшафтная живопись

В предыдущем разделе имя Якоба ван Гееля (1585-1638) было упомянуто для того, чтобы провести идею, что картины с натуралистическими пейзажами не были отличительной чертой Дельфтской школы, то есть, до 1640-х, и особенно после 1640-х, когда Поттер, Пинакер и Ван дер Поль могли быть признаны кратковременными ее представителями. 

К таким картинам относятся также многие пейзажи Питера ван Асха (Pieter van Asch), написанные в более или менее харлемской манере (см.  рис. 100) и датированные в большей части после 1650 года. Они могли быть исполнены в любом месте Голландии, как и многие работы Саломона ван Рейсдаля, Корнелиса Врума, Симона де Влигера (в Дельфте он жил приблизительно в 1634-1637 годах), Якоба ван Рейсдаля и, возможно, Яна Хакерта - там, где их настигало вдохновение. 

Без сомнения, Поттер был наиболее интересным пейзажистом, когда-либо работавшим в Дельфте (прилизительно с 1646 по 1649 годы), даже в сравнении с известными художниками 1650-х годов. Но самыми типичными пейзажистами Дельфтской школы в первой половине столетия были Ван Гель (Van Geel), Виллем ван ден Бундель (Willem van den Bundel) и Питер Гроневеген (Pieter Groenewegen).


Двадцать лет назад Монтиас сделал потрясающее открытие, что "в Дельфте были найдены пейзажи работы Йоса де Момпера (Joos de Momper)  - много больше, чем пейзажей других фламандских художников - его современников". 

Например, богатый торговец зерном Йорис Клэш Тристрам, умерший в 1617 году,  владел шестью картинами и девятнадцатью ландшафтными рисунками антверпенского художника, который в то время был в середине своей карьеры (он жил с 1564 по 1635 годы). Семь пейзажей Де Момпера, который - насколько это известно - никогда не был в Голландии, были перечислены в дельфтском имуществе Франса Ясперса Меша в 1627 году [212]

Работы Де Момпера и его друга Флемингса Яна Брейгеля Старшего (Flemings Jan Brueghel the Elder,1568-1625), Дениса ван Алслота (1570-1628), Роеланта Савери (1576-1639) также были в коллекции Фредерика Хендрика. В его собрании не было каких бы то ни было естественных пейзажей таких художников, как Ван Гойен, Ван Рейсдаль или любимца Гюйгенса Исайи ван де Вельде, за исключением сугубо топографических видов (например, работы Даниеля Клетчера) [213]

Судя по всему, наиболее популярным пейзажистом при дворе был утрехтский художник Корнелис ван Поленбург (Cornelis van Poelenburg, 1594/95-1667), который писал виды Италии. Работы его последователей Дирка ван Лиссе (Dirk van Lisse, 1607-1669)  и Гийсберта  д' Хондекотера (Gijsbert d'Hondecoeter, 1604-1653), Мосеса ван Уйтенброка (Moses van Uyttenbroeck или Wtenbrouck, 1595/1600-1648) и Адама Виллертса (Adam Willaerts, 1577-1664)  также перечислены в описях имущества губернатора. 

Как и в других жанрах, пейзажисты и их покровители в Дельфте и Гааге, ориентировались на Антверпен и Утрехт.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики