Пост 118. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 33

У Гюйгенса было два или три полотна Саенредама, но он не объясняет, почему в Гааге были популярны архитектурные пейзажи разного вида [175]

Архитектор, инженер и основатель архитектурной живописи Нидерландов Ханс Вредеман де Вриес (1527-1607) жил в Гааге между 1601 и 1604 годами, после чего он поселился в Габурге, одном из нескольких городов с королевскими дворами, в которых он работал прежде. Его наследие было усвоено несколькими голландскими художниками и архитекторами, в том числе - его сыном Паулем (1567-1616), который в 1599 году вернулся в Амстердам (он проектировал и писал картины с предлагаемыми архитектурными решениями, а также работал над архитектурным оформлением встречи Елизаветы Стюарт в Амстердаме в 1613 году) [176].

В Гааге сильным сторонником Вредеман де Вриеса был печатник и издатель Хендрик Хондиус, который опубликовал трактаты о перспективе (включая фундаментальный труд "Песпектива" 1604-1605 г.г.) и который сам был авторитетом в этом вопросе [177]

Несомненно, что перспектива входила в программу обучения, когда Хондиус давал молодому Гюйгенсу уроки рисования в 1611 году [178]. В последующие годы компетенция в "перспективе и других науках" привлекли к Хондиусу внимание "королей, принцев и знати", как сообщает биограф Корнелис де Бие [179].

Как рисовальщик "перспектив" и городской архитектор Гааги, Ван Бассен должен был быть хорошо знаком с публикациями Хондиуса и его предприятием, расположенным напротив резиденции принца Оранского. (Предполагают, что вид на рис. 123 был написан из большого дома, который Хондиус занимал с 1614 года) [180]

Художник, вероятно, родился в Гааге около 1590 года; профессия его отца неизвестна, но дед был служащим при дворе. В 1613 году она вступает в гильдию св. Луки Дельфта как иногородний, в 1622 году он записывается в гильдию художников в Гааге. После женитьбы в 1624 году он становится официально жителем Гааги, но в 1625 году он покупает дом в Дельфте [181]. В 1627 году он - декан гаагской гильдии.  

В 1628 году Ван Бассен, "художник перспективы из Гааги", назначает небольшую пенсию Корнелису ван Поленбургу, итальянскому пейзажисту (и его наследникам), который был фаворитом королевского двора. В 1651 году дочь Ван Поленбурга Адриана вышла замуж за Эрноудта, сына Ван Бассена, который был советником при дворе [182].


Как говорилось выше, Ван Бассен (см. кат.№№ 6,7) был проектировщиком и строителем дворца Фридриха V в Ренене (1629-1631) [183] и с 1630 года и далее работал над дворцами Фридриха Хендрика в Рийсвике и Хонслаардийке (рис. 8, 10) [184]

Гюйгенс, французский архитектор  Жак де ла Валле и голландские архитекторы Ван Кампен и Арент ван Гравесанд также работали в дворцах принца, и с ними сам Фредерик Хендрик делился некоторыми инженерными идеями [183]

В 1634-1639 годах Ван Бассен работал на городской ратуше, на церкви св. Катарины (Катаринакерк), на Гастхиюспоорт (Госпитальные ворота) в Арнхеме [186], а в 1638 году он - инспектор архитектурных проектов в Гааге [187]. Он сотрудничал с Питером Ноорвитсом на Нойе Керк (Новой кирхе) в Гааге в 1649-1656 годах, а в 1650 году он написал картину с изображением интерьера городской управы [188].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики