Пост 118. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 33
У Гюйгенса было два или три полотна Саенредама, но он не
объясняет, почему в Гааге были популярны архитектурные пейзажи разного вида [175].
Архитектор, инженер
и основатель архитектурной живописи Нидерландов Ханс Вредеман де Вриес (1527-1607)
жил в Гааге между 1601 и 1604 годами, после чего он поселился в Габурге, одном
из нескольких городов с королевскими дворами, в которых он работал прежде. Его
наследие было усвоено несколькими голландскими художниками и архитекторами, в
том числе - его сыном Паулем (1567-1616), который в 1599 году вернулся в
Амстердам (он проектировал и писал картины с предлагаемыми архитектурными
решениями, а также работал над архитектурным оформлением встречи Елизаветы
Стюарт в Амстердаме в 1613 году) [176].
В Гааге сильным сторонником Вредеман де Вриеса был печатник и
издатель Хендрик Хондиус, который опубликовал трактаты о перспективе (включая
фундаментальный труд "Песпектива" 1604-1605 г.г.) и который сам был
авторитетом в этом вопросе [177].
Несомненно, что
перспектива входила в программу обучения, когда Хондиус давал молодому Гюйгенсу
уроки рисования в 1611 году [178]. В последующие годы
компетенция в "перспективе и других науках" привлекли к Хондиусу
внимание "королей, принцев и знати", как сообщает биограф Корнелис де
Бие [179].
Как рисовальщик "перспектив" и городской архитектор
Гааги, Ван Бассен должен был быть хорошо знаком с публикациями Хондиуса и его
предприятием, расположенным напротив резиденции принца Оранского.
(Предполагают, что вид на рис. 123 был написан из большого дома, который
Хондиус занимал с 1614 года) [180].
Художник, вероятно,
родился в Гааге около 1590 года; профессия его отца неизвестна, но дед был
служащим при дворе. В 1613 году она вступает в гильдию св. Луки Дельфта как
иногородний, в 1622 году он записывается в гильдию художников в Гааге. После
женитьбы в 1624 году он становится официально жителем Гааги, но в 1625 году он
покупает дом в Дельфте [181]. В 1627 году он - декан гаагской гильдии.
В 1628 году Ван Бассен, "художник
перспективы из Гааги", назначает небольшую пенсию Корнелису ван
Поленбургу, итальянскому пейзажисту (и его наследникам), который был фаворитом
королевского двора. В 1651 году дочь Ван Поленбурга Адриана вышла замуж за
Эрноудта, сына Ван Бассена, который был советником при дворе [182].
Как говорилось выше, Ван Бассен (см. кат.№№ 6,7) был
проектировщиком и строителем дворца Фридриха V в Ренене (1629-1631) [183] и с 1630 года и далее
работал над дворцами Фридриха Хендрика в Рийсвике и Хонслаардийке (рис. 8, 10) [184].
Гюйгенс, французский
архитектор Жак де ла Валле и голландские
архитекторы Ван Кампен и Арент ван Гравесанд также работали в дворцах принца, и
с ними сам Фредерик Хендрик делился некоторыми инженерными идеями [183].
В 1634-1639 годах
Ван Бассен работал на городской ратуше, на церкви св. Катарины (Катаринакерк),
на Гастхиюспоорт (Госпитальные ворота) в Арнхеме [186], а в 1638 году он -
инспектор архитектурных проектов в Гааге [187]. Он сотрудничал с
Питером Ноорвитсом на Нойе Керк (Новой кирхе) в Гааге в 1649-1656 годах, а в
1650 году он написал картину с изображением интерьера городской управы [188].
Комментарии
Отправить комментарий