Пост 116. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 31
Дворцовые виды
Ван Бассена и других художников упоминались в предыдущих разделах, так как в
этих интерьерах развлекались веселые компании (или происходило нечто подобное) – см. кат. № 7. С
другой стороны, те же композиции и очень похожие действующие лица могли
представлять эпизоды из истории блудного сына или других библейских легенд –
вместо современной обстановки.
В 1626 году в Дельфте проводилась лотерея, о которой
говорилось выше и в которой разыгрывались пять картин Ван Бассена с фигурами,
написанными Эсиасом ван де Вельде, они описывались ка «зал или комната с
историей богача и Лазаря»; два других художника представили подобные картины [166].
Достоинства и
недостатки описания различных видов архитектурных картин обсуждались
неоднократно [167]. В описях семнадцатого века картины с религиозной или
светской архитектурой зачастую упоминаются как «перспективы», и совершенно
ясно, что они воспринимались именно так, то есть это происходило благодаря их
качеству и иллюзорности.
Тем не менее, в других документах подчеркивается
специфическая особенность картин, как в лотерее 1626 года (другая картина Ван
Бассена и Ван де Вельде, о которой говорится, что на ней представлен храм с
«историей грешницы») [168].
Аналогично, виды Де Витте существующих интерьеров
церквей (например, кат. № 92) часто определялись современными ему нотариусами
как "проповеди", что скорее опреляло предмет поклонения, а не само
здание.
Другими
словами, в архитектурных видах имели значение как форма, так и содержание.
Действительно,
точность определения зависит от контекста, как и в случае противопоставления
фигуративной живописи историческим картинам или жанровым сценам.
Надо иметь в
виду, что архитектурные картины не были "жанром", это была
специализация художников, выполняющих заказы различных людей: виды
"современных" или "древних" храмов; фантастические или
правдоподобные дворцы; изображения местных церквей; протестантских и католическх
церквей, которые были реалистичными, но в действительности не существовали (как
на многих голландских картинах повседневной жизни); вымышленные или реальные
виды отечественных или зарубежных городов (все это можно найти в творениях Яна
ван дер Хейдена)[168].
Эти соображения
касаются основной темы, о которой можно сказать, что до середины семнадцатого
столетия некоторые вещи - например, интерьеры местных церквей - были
второстепенными в архитектурных картинах южной части Голландии (художники
Дельфта,
Гааги и Роттердама могут быть взяты в качестве примера) по отношению к
линейной перспективе и архитектурным построениям [170].
Такой вкус, рожденный изучением геометрии, красотой и иллюзорностью картин с
перспективой, любовь к архитектуре (особенно заимствованной во Франции и
Италии) были широко распространены в придворных кругах, включая принца
Оранского, его кузена Фредерика V, Константина Гюйгенса (который был
архитектором-любителем) [171],
путешественника Эвелина и профессиональных архитекторов, который работали над
общественными проектами и для двора, в том числе самого Ван Басена.
Комментарии
Отправить комментарий