Пост 116. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 31

Дворцовые виды Ван Бассена и других художников упоминались в предыдущих разделах, так как в этих интерьерах развлекались веселые компании (или  происходило нечто подобное) – см. кат. № 7. С другой стороны, те же композиции и очень похожие действующие лица могли представлять эпизоды из истории блудного сына или других библейских легенд – вместо современной обстановки. 

В 1626 году в Дельфте проводилась лотерея, о которой говорилось выше и в которой разыгрывались пять картин Ван Бассена с фигурами, написанными Эсиасом ван де Вельде, они описывались ка «зал или комната с историей богача и Лазаря»; два других художника представили подобные картины [166].

Достоинства и недостатки описания различных видов архитектурных картин обсуждались неоднократно [167]. В описях семнадцатого века картины с религиозной или светской архитектурой зачастую упоминаются как «перспективы», и совершенно ясно, что они воспринимались именно так, то есть это происходило благодаря их качеству и иллюзорности. 

Тем не менее, в других документах подчеркивается специфическая особенность картин, как в лотерее 1626 года (другая картина Ван Бассена и Ван де Вельде, о которой говорится, что на ней представлен храм с «историей грешницы») [168]. 

Аналогично, виды Де Витте существующих интерьеров церквей (например, кат. № 92) часто определялись современными ему нотариусами как "проповеди", что скорее опреляло предмет поклонения, а не само здание.

Другими словами, в архитектурных видах имели значение как форма, так и содержание.

 Действительно, точность определения зависит от контекста, как и в случае противопоставления фигуративной живописи историческим картинам или жанровым сценам. 

Надо иметь в виду, что архитектурные картины не были "жанром", это была специализация художников, выполняющих заказы различных людей: виды "современных" или "древних" храмов; фантастические или правдоподобные дворцы; изображения местных церквей; протестантских и католическх церквей, которые были реалистичными, но в действительности не существовали (как на многих голландских картинах повседневной жизни); вымышленные или реальные виды отечественных или зарубежных городов (все это можно найти в творениях Яна ван дер Хейдена)[168].


Эти соображения касаются основной темы, о которой можно сказать, что до середины семнадцатого столетия некоторые вещи - например, интерьеры местных церквей - были второстепенными в архитектурных картинах южной части Голландии (художники Дельфта, 
Гааги и Роттердама могут быть взяты в качестве примера) по отношению к линейной перспективе и архитектурным построениям [170]. 

Такой вкус, рожденный изучением геометрии, красотой и иллюзорностью картин с перспективой, любовь к архитектуре (особенно заимствованной во Франции и Италии) были широко распространены в придворных кругах, включая принца Оранского, его кузена Фредерика V, Константина Гюйгенса (который был архитектором-любителем) [171], путешественника Эвелина и профессиональных архитекторов, который работали над общественными проектами и для двора, в том числе самого Ван Басена.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"