Пост 116. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 31

Дворцовые виды Ван Бассена и других художников упоминались в предыдущих разделах, так как в этих интерьерах развлекались веселые компании (или  происходило нечто подобное) – см. кат. № 7. С другой стороны, те же композиции и очень похожие действующие лица могли представлять эпизоды из истории блудного сына или других библейских легенд – вместо современной обстановки. 

В 1626 году в Дельфте проводилась лотерея, о которой говорилось выше и в которой разыгрывались пять картин Ван Бассена с фигурами, написанными Эсиасом ван де Вельде, они описывались ка «зал или комната с историей богача и Лазаря»; два других художника представили подобные картины [166].

Достоинства и недостатки описания различных видов архитектурных картин обсуждались неоднократно [167]. В описях семнадцатого века картины с религиозной или светской архитектурой зачастую упоминаются как «перспективы», и совершенно ясно, что они воспринимались именно так, то есть это происходило благодаря их качеству и иллюзорности. 

Тем не менее, в других документах подчеркивается специфическая особенность картин, как в лотерее 1626 года (другая картина Ван Бассена и Ван де Вельде, о которой говорится, что на ней представлен храм с «историей грешницы») [168]. 

Аналогично, виды Де Витте существующих интерьеров церквей (например, кат. № 92) часто определялись современными ему нотариусами как "проповеди", что скорее опреляло предмет поклонения, а не само здание.

Другими словами, в архитектурных видах имели значение как форма, так и содержание.

 Действительно, точность определения зависит от контекста, как и в случае противопоставления фигуративной живописи историческим картинам или жанровым сценам. 

Надо иметь в виду, что архитектурные картины не были "жанром", это была специализация художников, выполняющих заказы различных людей: виды "современных" или "древних" храмов; фантастические или правдоподобные дворцы; изображения местных церквей; протестантских и католическх церквей, которые были реалистичными, но в действительности не существовали (как на многих голландских картинах повседневной жизни); вымышленные или реальные виды отечественных или зарубежных городов (все это можно найти в творениях Яна ван дер Хейдена)[168].


Эти соображения касаются основной темы, о которой можно сказать, что до середины семнадцатого столетия некоторые вещи - например, интерьеры местных церквей - были второстепенными в архитектурных картинах южной части Голландии (художники Дельфта, 
Гааги и Роттердама могут быть взяты в качестве примера) по отношению к линейной перспективе и архитектурным построениям [170]. 

Такой вкус, рожденный изучением геометрии, красотой и иллюзорностью картин с перспективой, любовь к архитектуре (особенно заимствованной во Франции и Италии) были широко распространены в придворных кругах, включая принца Оранского, его кузена Фредерика V, Константина Гюйгенса (который был архитектором-любителем) [171], путешественника Эвелина и профессиональных архитекторов, который работали над общественными проектами и для двора, в том числе самого Ван Басена.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики