Пост 115. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 30

Обогреватель для ног, который обычно служит символом страстных желаний, отодвинут в сторону, как нечто лишнее. 

За ним – свободное пространство до пустой стены,  залитой светом. 

Мы видим более чем внешнее сходство с Вермеером в художественных приемах Ван Вельзена (например,  как в «Доярке», кат. № 68), и в свою очередь, изображение выстраивается  в обратном порядке от рамы вдоль удаленной стены; стоящие фигуры держат композицию; пространство существует само по себе, усиленное ярким светом и определяемое современными мотивами (обогреватель ног, кресло на заднем плане, гравюра на стене). 

Другой вид сходства обнаруживается в действии склонившегося к женщине мужчины, которая как бы уже согласна, но не торопится, она пытается понять язык тела – картина Вермеера «Бокал вина» (кат. № 70) и «Молодая женщина с бокалом вина» (рис. 167) [165]. 

Был ли Ван Вельзен незамеченным «человеком влияния» на Вермеера? Может быть,  на коротком промежутке времени. Но как и в случае с Виллемом ван Влие, Коувенбергом и Паламедешом, художника интересно увидеть с более широкой точки зрения. 

Свет и пространство, отдельные фигуры и похожее окружение не были изобретены Вермеером, Фабрициусом или каким-либо другим художником из Дельфта, но пришли из многих источников, в том числе от теж, кто работал в Голландии, Утрехте и в испанских Нидерландах. 

Ван Вельзен показал нам все это за двадцать лет до Вермеера, он показал, как художник может использовать нюансы полученных знаний. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики