Пост 115. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 30
Обогреватель
для ног, который обычно служит символом страстных желаний, отодвинут в сторону,
как нечто лишнее.
За ним – свободное пространство до пустой стены, залитой светом.
Мы видим более чем внешнее
сходство с Вермеером в художественных приемах Ван Вельзена (например, как в «Доярке», кат. № 68), и в свою очередь,
изображение выстраивается в обратном
порядке от рамы вдоль удаленной стены; стоящие фигуры держат композицию;
пространство существует само по себе, усиленное ярким светом и определяемое
современными мотивами (обогреватель ног, кресло на заднем плане, гравюра на
стене).
Другой вид сходства обнаруживается в действии склонившегося к женщине
мужчины, которая как бы уже согласна, но не торопится, она пытается понять язык
тела – картина Вермеера «Бокал вина» (кат. № 70) и «Молодая женщина с бокалом
вина» (рис. 167) [165].
Был ли Ван Вельзен незамеченным «человеком влияния» на
Вермеера? Может быть, на коротком
промежутке времени. Но как и в случае с Виллемом ван Влие, Коувенбергом и
Паламедешом, художника интересно увидеть с более широкой точки зрения.
Свет и
пространство, отдельные фигуры и похожее окружение не были изобретены
Вермеером, Фабрициусом или каким-либо другим художником из Дельфта, но пришли
из многих источников, в том числе от теж, кто работал в Голландии, Утрехте и в
испанских Нидерландах.
Ван Вельзен показал нам все это за двадцать лет до
Вермеера, он показал, как художник может использовать нюансы полученных знаний.
Комментарии
Отправить комментарий