Пост 107. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 22
Марио Фарнезе (1548-1619) служил во Фландрии и Венгрии в качестве
капитан-генерала папских войск своего дяди – папы Павла III. Жил он, в
основном, в своем дворце в Парме и был известен своей поддержкой молодых
талантливых художников. Мейссенс упоминает
также «кардинала Шали», может быть, Дидье Скаглиа – кардинал Кремоны и Рима
(избран в 1621 году).
Еще одним
покровителем Брамера в Италии был Гаспар Румер, нидерландец, который жил в
Неаполе и сотнями собирал современные ему картины. Опись его коллекции от 1634
года упоминает о шестидесяти маленьких пейзажах Гаффредо Уолса, немецкого
учителя Клода Лоррейн в Неаполе, и «сорок небольших картин» Брамера [112].
В период между 1616 и 1627 годами Брамер
был записан в Риме по разным адресам [113]. Как и Ван Поленбург, Бартоломеус
Бринберг и сосед Брамера Крабет (караваджист из Гауды), он был основателем
Шилдербент (Schildersbent) в
1623 году (группа художников, в основном – северян).
Это было для живших в Риме
нидерландских художников необычное время, они соседствовали с собором Санта
Мария дель Пополо и другими соборами, где были установлены большие картины
Караваджо. Ван Бабурен делал там алтарные росписи в период между 1615 и 1620
годами (и в Парме в 1615 году), а Ван Хонтхорст в то же время процветал в Риме
(его «Христос перед первосвященником» в Национальной галерее в Лондоне был
написан в 1617 году для маркиза Винченцо Густиниани, был хорошо принят и
многократно копировался) [114].
Наиболее заметные итальянские и французские
последователи Караваджо – Манфреди и Валентин де Болонья – работали в том же
кругу [115]. Волс, подобно Брамеру подражавший Эльсхаймеру, между 1616-17 с концом 1618 года был занят в
Риме художником - монументалистом
Агостино Тасси.
Было высказано достаточно убедительное предположение, что
Брамер также мог работать на Тасси, и что он мог получить от него первичные
навыки работы с фресками. Некоторые маленькие работы Брамера, написанные в
Италии, особенно штормовые морские пейзажи, настолько напоминают работы Тасси,
что их аттрибутировали и так, и этак; влияние римского художника
просматривается даже в самобытных работах Брамера, датированных после 1620-х
годов (см. рис. 75).
Говорят об эпизоде (в примечаниях к жизнеописанию Тасси),
когда известный гражданин Клод Лоррейн вмешался в поножовщину между двумя
итальянцами и Брамером, сам был ранен и спас жизнь голландцу. Это случилось 18 октября 1627 года, в начале
декабря Брамер возвратился в Дельфт [116].
Использование Брамером шифера напрямую
связано с двумя художниками из Вероны – Паскуале Оттино (1578-1630) и
Маркантонио Бассетти (1586-1630) [117]. Они использовали ту же основу и стиль,
сравнимый со стилем Брамера, в серии религиозных картин под сводами церквей и
под открытым небом.
Брамер мог познакомиться с их картинами в северной Италии
или в Риме, где Бассетти и Алессандро Турки (1578-1649), его соученик по
Вероне, работали с Джованни Ланфранко, Карло Сарацени и другими в Квиринальском
дворце в 1616-1617 годах. Может быть, что на Брамера повлиял Турки, но Бассетти больше приблизился к
итальянским сценам, таким, как хорошо известная картина «Солдаты на отдыхе»
1626 года (музей Бредиуса, Гаага).
Другой художник, работы которого (похоже)
изучал Брамер в Италии, - Доменико Фетти (1588/89-1623), который уехал из Рима
в Мантую в 1613 году и провел еще два года в Венеции перед своей
преждевременной смертью [118].
Комментарии
Отправить комментарий