Пост 106. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 21
Очевидно отсутствие
достаточного количества доказательств не только в королевских дворцах, но и в
общественных зданиях Дельфта.
Если бы не этот случай, история Брамера
рассказала бы меньше о художниках, работавших в других местах – в
Антверпене (Сегерс), Утрехте (Ван
Хонтхорст и Ван Бабурен), Рим (Караваджо, Бартоломео Манфреди, Адам Эльсхаймер)
и в различных городах Южных Нидерландов (Волмарин в Роттердаме, Рембрандт в
Лейдене, Воутер Крабет в Гоуде, Беньямин Кэйп в Дордрехте) - как о части прекрасного следования традиции
исторической живописи Дельфта, представленной такими художниками, как Ханс
Иорданс, Якоб Пинас, Ван Влиет, Ван Ковенберг, его прилежным последователем
Виллемом Вершором (1630-1678) и некоторыми другими, короткий список которых
включает Де Влигера (рис. 72), Де Витте
(рис. 73), Де Хоха (рис. 74), Фабрициуса (в прошлом ученик Рембрандта и
известный художник-монументалист) и, естественно, Вермеера с его хорошо
известными и учтенными картинами (кат. №№ 64, 65) [107].
Но, в таком случае,
есть две стороны одной и той же истории – взгляд изнутри стен Дельфта и взгляд
снаружи. Местная школа должна рассматриваться в региональном контексте, и в то
же время ее надо рассматривать тщательнее в связи с ее отличительными
особенностями.
Несомненно, при
сравнении рисунков и картин Брамера (рис. 69, 69) и его работ как
художника-монументалиста (рис. 79, 136) с композициями Ван Ковенберга (рис. 62,
66) невозможно отрицать его особый стиль.
Мы не знаем, кто был его учителем, и
– как в случае с Вермеером - это не настолько интересно, потому что у художника
были и эклектический вкус, и его собственные идеи [108].
Общепринятое мнение,
что Адриан ван де Венн был (вероятно) учителем Брамера, опровергается тем, что
дельфтский гравер жил в Лейдене до своего Миддельбургского периода с 1614 по
1624 год (Брамер родился в сочельник 1596 года) [109].
Скорее всего, это был
Ханс Иорданс, который по описанию Ван Мандера был художником крестьян, солдат,
ночных сценок, пожаров и других «умных» вещей. Но в возрасте 18 лет, в 1615
году, Брамер отправился в Италию, и эти несколько лет оставляют спорным вопрос
о его начальном обучении.
Филиппо Балдинуччи в 1681 году написал,
что "Брамер долгое время провел в Италии у князя Марио Фарнезе, для
которого он выполнил очень большую работу. По возвращении в Дельфт он рисует
для Рейсвейка, для его высочества принца Оранского Фредерика Хендрика, для
графа Морица Нассауского и для других царьков" [110].
Итальянский биограф
кажется хорошо осведомленным, но в действительности информация была взята с
подписи под гравированным Жаном Мейссеном портретом Брамера «Image de divers
hommes desprit sublime» (Портрет умного человека).
Книга была издана в
Антверпене в 1649 году, когда Брамер прошел только половину своего творческого
пути (он умер в 1674 году) [111].
Комментарии
Отправить комментарий