Пост 80. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 26

Взгляд гостя

Запись в дневнике Ван Бушеля, как и любые заметки об однодневном визите в любое другое место, дает очень приблизительную картину. 

Как замечает Монтиас, «Ван Бушель, вероятно, не намеревался писать, что портретисты Миервельд  и Хуберт Якобс были единственными художниками, о которых стоило говорить».

 Кроме того, Ван дер Хоув и Винтгис вряд ли были только коллекционерами. Монтиас упоминает «обширную коллекцию» сборщика налогов Корнелиса ван Коольвика, которая была описана в 1605 году, как «самое большое собрание предметов искусства, которое я мог видеть в тот период» (1593-1613 год). 

Картины, упомянутые Гримани и Хансом Иордансом – последний также был художником в 1590-х годах и позднее – в Дельфте (см. рис. 54) - включали большое количество портретов (семейных, принцев, религиозных вождей, таких, как Лютер и Меланхтон), пейзажей, мифологических персонажей плюс два цветочных натюрморта и несколько жанровых сцен. 

«Там было также большое количество деревянных, свинцовых, каменных и алебастровых скульптур, рисунков для вышивки и латунных шпалер». Монтиас заключает: «В то время в богатых домах доля скульптуры и других произведений искусства по отношению к живописи могла быть необычайно высокой, и факты более позднего времени показывают, что картины заняли доминирующее положение далеко не сразу, и это произошло в период от 1630 по 1640 годы». 

В связи с документом от 1596 года Монтиас также упоминает «живописные полотна в сочетании с серебром и другими предметами роскоши, с наличием которых мы часто будем сталкиваться» [98].


Эти наблюдения важны, и они как бы являются основанием для включения гобеленов, серебра, скульптуры и фарфора в настоящую выставку.

 Вряд ли можно изучать состояние местной «школы» живописи и графики без какой-то оценки других видов искусства, так же как нельзя не принимать во внимание другую сторону – сбыт (продажи работ дельфтских мастеров искусства и ремесленников, независимо от места жительства коллекционера). 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"