Пост 76. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 22

Нет никаких сведений о творчестве Блокландта в период междду 1522 годом и апрелем 1572 года [72], когда он отправился в Рим в компании дельфтского ювелира. 

Он там пробыл всего около четырех месяцев, но поездка, видимо, произвела на него совершенно необыкновенное впечатление; поэтому образы, заимствованные у Федерико, Таддео Цукарро и особенно у Пармиджанино соединились в его работах с собственным цветочным стилем. 

Поскольку его успех после 1577 года приходится на годы жизни в Утрехте, можно было бы не говорить о его лучших картинах, если бы не его влияние на его ученика – дельфтского художника Вана Миервельда. 

Последние четыре картины, представляющие собой «Суд Париса» (рис. 39), гравированные в 1609 году, но подписанные «М.Миервельт 1588», напоминают картины Блокландта «Венера и Купидон» около 1580 года (рис. 40) [73], и обнаженных, написанных в том же десятилетии Бартоломеусом Спрангером и Хендриком Гольциусом [74].

Сама идея расположить грациозные фигуры лентой в виде фриза и напечатать их в таком виде скорее всего была подражанием Гольциусу, наилучшему голландскому печатнику того времени.


Параллели с Гольциусом можно найти в работах дельфтского скульптора Вильяма Даниельша  ван Тетроде. 

Его «Геркулес Помариус» (кат.№ 141) в значительной степени предвосхищает мускулистых персонажей Гольциуса в конце 1580-х годов, как например, «Геркулес и Какус», напечатанная способом чиароскуро в 1588 году, и шагающий тяжеловес в «Большом Геркулесе», гравированном в 1589 году [75]. 

Читатель, незнакомый с Ван Тетроде, может заключить, что здесь – другой случай, когда Дельфт обращается к Харлему за идеями, взятыми в Италии. Но «Геркулес» Ван Тетроде и подобные статуи датируются от 1570 года до его смерти в 1580 году. (Он был на тридцать три года старше Гольциуса и на сорок два года старше Ван Миервельда.) 

Похоже, что Гольциус знал о некоторых дельфтских работах Ван Тетроде, и они отчасти были причиной ухода от стиля раннего Спрангера к классике жанра [76]. 

Почитание Ван Тетроде не было чем-то новым в родном городе Гольциуса, так как Харлемский гуманист и врач Хэдрианус Юниус (Адриан де Йонге, 1511-1575)  написал поэму о замечательном новом алтаре в Старой кирхе Дельта работы Ван Тетроде, о котором он также упоминает в официальной истории Голландии «Батавии» (Лейден, 1588) [77]. 

Юниус, должно быть, хорошо изучил алтарь за время его существования, поскольку в 1572-1573 годах он следил за здоровьем человека, жившего напротив Старой кирхи – Вильгельма Оранского.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики