Пост 76. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 22
Нет никаких
сведений о творчестве Блокландта в период междду 1522 годом и апрелем 1572 года
[72], когда он отправился в Рим в компании дельфтского ювелира.
Он там пробыл
всего около четырех месяцев, но поездка, видимо, произвела на него совершенно
необыкновенное впечатление; поэтому образы, заимствованные у Федерико, Таддео
Цукарро и особенно у Пармиджанино соединились в его работах с собственным
цветочным стилем.
Поскольку его успех после 1577 года приходится на годы жизни
в Утрехте, можно было бы не говорить о его лучших картинах, если бы не его
влияние на его ученика – дельфтского художника Вана Миервельда.
Последние
четыре картины, представляющие собой «Суд Париса» (рис. 39), гравированные в
1609 году, но подписанные «М.Миервельт 1588», напоминают картины Блокландта
«Венера и Купидон» около 1580 года (рис. 40) [73], и обнаженных, написанных в
том же десятилетии Бартоломеусом Спрангером и Хендриком Гольциусом [74].
Сама идея
расположить грациозные фигуры лентой в виде фриза и напечатать их в таком виде
скорее всего была подражанием Гольциусу, наилучшему голландскому печатнику того
времени.
Параллели с
Гольциусом можно найти в работах дельфтского скульптора Вильяма Даниельша ван Тетроде.
Его «Геркулес Помариус» (кат.№
141) в значительной степени предвосхищает мускулистых персонажей Гольциуса в
конце 1580-х годов, как например, «Геркулес и Какус», напечатанная способом
чиароскуро в 1588 году, и шагающий тяжеловес в «Большом Геркулесе»,
гравированном в 1589 году [75].
Читатель, незнакомый с Ван Тетроде, может
заключить, что здесь – другой случай, когда Дельфт обращается к Харлему за
идеями, взятыми в Италии. Но «Геркулес» Ван Тетроде и подобные статуи датируются
от 1570 года до его смерти в 1580 году. (Он был на тридцать три года старше
Гольциуса и на сорок два года старше Ван Миервельда.)
Похоже, что Гольциус знал
о некоторых дельфтских работах Ван Тетроде, и они отчасти были причиной ухода
от стиля раннего Спрангера к классике жанра [76].
Почитание Ван Тетроде не было
чем-то новым в родном городе Гольциуса, так как Харлемский гуманист и врач
Хэдрианус Юниус (Адриан де Йонге, 1511-1575)
написал поэму о замечательном новом алтаре в Старой кирхе Дельта работы
Ван Тетроде, о котором он также упоминает в официальной истории Голландии
«Батавии» (Лейден, 1588) [77].
Юниус, должно быть, хорошо изучил алтарь за
время его существования, поскольку в 1572-1573 годах он следил за здоровьем
человека, жившего напротив Старой кирхи – Вильгельма Оранского.
Комментарии
Отправить комментарий