Пост 77. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 23

В Италии Ван Тетроде прозвали «Гуглиельмо Даниэль Фламандский», в 1545 -1549 годах он работал во флорентийской студии Бенвенуто Челлини и в римской мастерской Гуглиельмо делла Порта с 1550- годах. 

Он получил особенную известность своими бронзовыми копиями античных скульптур, включая две версии «Геркулеса Фарнезе» [78]. 

В 1567 году он вернулся в Дельфт, где высокий алтарь Старой кирхи, украшенный статуями апостолов, был уже разрушен. Контракт между Ван Тетроде и старостами Старой кирхи (среди которых главным лицом был Питер ван Опмеер) был подписан 5 марта 1568 года, в нем оговаривался высокий алтарь из алебастра, черного мрамора и других привозных камней, украшенные резьбой «по модели упомянутого мастера Вильяма и представленной упомянутым старостам и – что очень важно – в стиле античной скульптуры». 

Короче говоря, меценаты выделили 1600 гульденов и оплачивали стоимость материалов, чтобы «работа была выполнена настолько хорошо, насколько это возможно, и чтобы ничего подобного нельзя было найти в Нидерландах» [79]. 

Видимо, между 1568 и 1570 годами Ван Тетроде представил 24 алебастровых статуи различных святых и Богоматери с младенцем. В тот же период он вырезал три скульптуры для алтаря гильдии Древа иессева в Старой кирхе. 

Все эти работы были или уничтожены во время второй волны иконоборчества в 1573 году, или разобраны в 1574 году, когда в кирхе были проведены первые реформаторские богослужения.

 Очевидно, что это заставило Ван Тетроде покинуть город: в 1574 году он был записан как архитектор  и скульптор в Кельне, куда в поисках убежища переселилось заметное количество нидерландских художников, а в следующем году он выполнял должность архиепископа в Кельне [80].

 Тем не менее, его переселение из Дельфта не прошло бесследно. Бронзовые и алебастровые статуи Ван Тетроде, включая фигуры Геракла, Христа, Леды и двенадцати римских императоров (последние – бюсты,подобные выполенным в Италии) были в 1624 году внесены в опись работ, принадлежавших дельфтскому серебряных дел мастеру Томасу Крузе, в которой числились также восемь скульптур Хендрика де Кайзера, десять работ, приписываемых Джованни Болонья, одна – якобы работа Микельанджело, и, кроме всего прочего, гравюры Гольциуса [81]. 

Все это было продано богатому пивовару Аперу Францу ван дер Хоуву, которого более чем двадцать лет назад  Ван Мандер упомянул как бывшего ученика Флориса, и который «не занимался искусством, но был его большим любителем и подобием Вакха, и изображал его ежедневно (доставляя выпивку человечеству)» [82]. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики