Пост 77. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 23
В Италии Ван
Тетроде прозвали «Гуглиельмо Даниэль Фламандский», в 1545 -1549 годах он
работал во флорентийской студии Бенвенуто Челлини и в римской мастерской
Гуглиельмо делла Порта с 1550- годах.
Он получил особенную известность своими
бронзовыми копиями античных скульптур, включая две версии «Геркулеса Фарнезе»
[78].
В 1567 году он вернулся в Дельфт, где высокий алтарь Старой кирхи,
украшенный статуями апостолов, был уже разрушен. Контракт между Ван Тетроде и
старостами Старой кирхи (среди которых главным лицом был Питер ван Опмеер) был
подписан 5 марта 1568 года, в нем оговаривался высокий алтарь из алебастра,
черного мрамора и других привозных камней, украшенные резьбой «по модели
упомянутого мастера Вильяма и представленной упомянутым старостам и – что очень
важно – в стиле античной скульптуры».
Короче говоря, меценаты выделили 1600
гульденов и оплачивали стоимость материалов, чтобы «работа была выполнена
настолько хорошо, насколько это возможно, и чтобы ничего подобного нельзя было
найти в Нидерландах» [79].
Видимо, между 1568 и 1570 годами Ван Тетроде
представил 24 алебастровых статуи различных святых и Богоматери с младенцем. В
тот же период он вырезал три скульптуры для алтаря гильдии Древа иессева в
Старой кирхе.
Все эти работы были или уничтожены во время второй волны
иконоборчества в 1573 году, или разобраны в 1574 году, когда в кирхе были
проведены первые реформаторские богослужения.
Очевидно, что это заставило Ван
Тетроде покинуть город: в 1574 году он был записан как архитектор и скульптор в Кельне, куда в поисках убежища
переселилось заметное количество нидерландских художников, а в следующем году
он выполнял должность архиепископа в Кельне [80].
Тем не менее, его переселение
из Дельфта не прошло бесследно. Бронзовые и алебастровые статуи Ван Тетроде,
включая фигуры Геракла, Христа, Леды и двенадцати римских императоров
(последние – бюсты,подобные выполенным в Италии) были в 1624 году внесены в
опись работ, принадлежавших дельфтскому серебряных дел мастеру Томасу Крузе, в
которой числились также восемь скульптур Хендрика де Кайзера, десять работ,
приписываемых Джованни Болонья, одна – якобы работа Микельанджело, и, кроме
всего прочего, гравюры Гольциуса [81].
Все это было продано богатому пивовару
Аперу Францу ван дер Хоуву, которого более чем двадцать лет назад Ван Мандер упомянул как бывшего ученика
Флориса, и который «не занимался искусством, но был его большим любителем и
подобием Вакха, и изображал его ежедневно (доставляя выпивку человечеству)»
[82].
Комментарии
Отправить комментарий