Пост 79. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 25

То, что младший Ван дер Хоув копировал работы Корнелиуса ван Харлема не удивляет, потому что собственноручные или скопированные работы стареющего художника (как и Ван Мандера и Гольциуса) часто упоминаются в описях в 1620-х и 1630-х годах [89]. 

К этому можно добавить все картины Корнелиса ван Харлема, которые Мельхиор Винтгис купил с 1604 году (согласно Ван Мандеру): «Страсти Господни» в 12 частях (из которых сохранилась только одна панель, датированная 1595 годом) [90], «изумительные Адам и Ева» (возможно, датированное 1599 годом полотно в Варшаве) [91] и «очень талантливое произведение с омовением сынов Израиля в Иордане» (определенно – это большой фрагмент датированной 1600 годом панели, недавно проданной на аукционе [92]). 

Винтгис, происходящий из семьи медальеров Арнхем, стал гражданином Дельфта в 1592 году. Ван Мандер называет его миддельбургским коллекционером, и не вызывает сомнений, что он был главой монетного двора с 1601 по 1612 год, когда он занял должность генерального аудитора в Брюсселе. 

В мае 1618 года, незадолго до его ареста, была сделана опись его семейного имущества, в которой упоминается его портрет работы Корнелиса ван Харлема (сегодня неизвестный). В 1626 году Винтгис снова упоминается как житель Дельфта [93].

Вместе с тем, что Ван Бушель упоминает только имя Винтгиса, он описывает коллекцию Ван дер Хоува. Она включала маленькие скульптуры Ван Тетроде (двадцать шесть лет назад Ван дер Хоув купил коллекцию Круза) и полноразмерное полотно с Гераклом Яна Госсарта. 

В коллекции золотых дел мастера Ван Бушель видел геммы, медали и другие ценные предметы, а на рынке – различные раковины и «окаменелые морские грибы» (судя по всему – кораллы). Эти составляющие раннего голландского и фламандского натюрморта, видимо, привели ВанБушеля в дом Элиаса Верхольста (умер в 1601 году), вдова которого показала гостю картины «со всевозможными видами цветов» и «раковин и животных, исполненных в одной манере с очень яркими цветами» [94].

 Ни одна картина Верхольста не сохранилась, но одна из его композиций была выгравирована Хендриком Хондиусом в 1599 году (рис. 41) [95].

Такой же вид композиции вскоре (может быть, он уже существовал) был использован известным миддельбургским художником Амброзиусом Босхартом Старшим (1573-1621), а позднее был воспринят Якобом Восмаером из Дельфта (см. кат. № 88). 

Последней остановкой в путешествии Ван Бушеля была фабрика Спиринга, где гобеленщики «творили достойное короля высокое искусство, которому не было равных» [96]. Многие из эскизов, приписываемых Ван Бушелю, были выполнены Карелом ван Мандером Старшим, чей сын стал компаньоном фабрики около 1606 года, в год смерти его отца [97].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики