То, что младший
Ван дер Хоув копировал работы Корнелиуса ван Харлема не удивляет, потому что
собственноручные или скопированные работы стареющего художника (как и Ван
Мандера и Гольциуса) часто упоминаются в описях в 1620-х и 1630-х годах [89].
К
этому можно добавить все картины Корнелиса ван Харлема, которые Мельхиор
Винтгис купил с 1604 году (согласно Ван Мандеру): «Страсти Господни» в 12
частях (из которых сохранилась только одна панель, датированная 1595 годом)
[90], «изумительные Адам и Ева» (возможно, датированное 1599 годом полотно в
Варшаве) [91] и «очень талантливое произведение с омовением сынов Израиля в
Иордане» (определенно – это большой фрагмент датированной 1600 годом панели,
недавно проданной на аукционе [92]).
Винтгис, происходящий из семьи медальеров
Арнхем, стал гражданином Дельфта в 1592 году. Ван Мандер называет его
миддельбургским коллекционером, и не вызывает сомнений, что он был главой
монетного двора с 1601 по 1612 год, когда он занял должность генерального
аудитора в Брюсселе.
В мае 1618 года, незадолго до его ареста, была сделана
опись его семейного имущества, в которой упоминается его портрет работы
Корнелиса ван Харлема (сегодня неизвестный). В 1626 году Винтгис снова
упоминается как житель Дельфта [93].
Вместе с тем, что
Ван Бушель упоминает только имя Винтгиса, он описывает коллекцию Ван дер Хоува.
Она включала маленькие скульптуры Ван Тетроде (двадцать шесть лет назад Ван дер
Хоув купил коллекцию Круза) и полноразмерное полотно с Гераклом Яна Госсарта.
В
коллекции золотых дел мастера Ван Бушель видел геммы, медали и другие ценные
предметы, а на рынке – различные раковины и «окаменелые морские грибы» (судя по
всему – кораллы). Эти составляющие раннего голландского и фламандского
натюрморта, видимо, привели ВанБушеля в дом Элиаса Верхольста (умер в 1601
году), вдова которого показала гостю картины «со всевозможными видами цветов» и
«раковин и животных, исполненных в одной манере с очень яркими цветами» [94].
Ни одна картина Верхольста не сохранилась, но одна из его композиций была
выгравирована Хендриком Хондиусом в 1599 году (рис. 41) [95].
Такой же вид
композиции вскоре (может быть, он уже существовал) был использован известным
миддельбургским художником Амброзиусом Босхартом Старшим (1573-1621), а позднее
был воспринят Якобом Восмаером из Дельфта (см. кат. № 88).
Последней остановкой
в путешествии Ван Бушеля была фабрика Спиринга, где гобеленщики «творили
достойное короля высокое искусство, которому не было равных» [96]. Многие из
эскизов, приписываемых Ван Бушелю, были выполнены Карелом ван Мандером Старшим,
чей сын стал компаньоном фабрики около 1606 года, в год смерти его отца [97].
Комментарии
Отправить комментарий