Пост 71. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 17

Витражи Новой кирхи были отремонтированы или заменены в 1540 году, очевидно, местными мастерами. Но когда Старая кирха заказала новые витражи в начале 1560-х годов, заказы были переданы Вильяму Тиботу из Харлема и Дирку Крабету из Гауды, которые в то время были ведущими мастерами в этой области (в то время Крабет работал над знаменитыми окнами большого городского кафедрального собора кирхи св. Иоанна) [41].

 Некоторые витражи Старой кирхи можно видеть на картинах с ее интерьером, написанным в начале 1650-х годов (в частоности, см. кат. № 40). Оба собора потеряли свои витражи во время взрыва в 1654 году.

(Для того, чтобы было ясно, о чем идет речь, ниже приводится фото сегодняшней кафедры в Старой кирхе Дельфта – перев.)

Выдающиеся пришельцы
Два выдающихся художника работали в Дельфте в средние десятилетия шестнадцатого века: Мартен ван Хеемскерк (1498-1574) и Ян ван Скорел (1495-1562). 

Хотя оба они были уроженцами Харлема, Ван Хеемскерк учился в Дельфте (видимо, в начале 1520-х годов) вместе с художником по имени Ян Лукаш, который также значился главой гильдии в 1541 году [42]. Ван Хеемскерк тогда вернулся в Харлем и начал работать в мастерской Вана Скорела, который осел там на несклько лет (1527-1530) после возвращения из Рима. Вскоре после нескольких бурных лет в Риме (1532-1536) Ван Хеемскерк был вновь приглашен в Дельфт, где подтвердил полученную в Харлеме  репутацию не только выдающегося художника, но и образованного и благочестивого человека.

В Дельфте наиболее значительным для Ван Хеемскерка было знакомство с ученым-гуманистом Корнелиусом Мусиусом (1500-1572), настоятелем монастыря св. Агаты. По окончании местной латинской школы он изучал классическую литературу в Лувене, преподавал в Генте, где приобрел богатых учеников. Он возвратился в Лувен в 1525 году, преподавал там латынь и изучал теологию. В начале 1530-х годов Мусиус побывал во Франции, познакомился с видными гуманистами в Париже и Пуатье. 

В 1536 году в Пуатье были изданы два сборника латинской поэзии, оба о религии. "Imago Patientiae", стихотворение, название которого было использовано для названия сборника, - как бы пророчество, и Мусиус как бы представляет собой церковного проповедника, гида, представляющего «изображение Терпения» и другой женской фигуры – «Коварства» (в сборнике это звучит как находка Хеемскерка, но его собственная работа «Триумф Терпения» из восьми рисунков,  выгравированная и отпечатанная харлемским философом Дирком Фолкертс Коорнхертом , датируется намного позднее – с 1599 года [44]).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики