Пост 71. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 17
Витражи Новой
кирхи были отремонтированы или заменены в 1540 году, очевидно, местными
мастерами. Но когда Старая кирха заказала новые витражи в начале 1560-х годов,
заказы были переданы Вильяму Тиботу из Харлема и Дирку Крабету из Гауды,
которые в то время были ведущими мастерами в этой области (в то время Крабет
работал над знаменитыми окнами большого городского кафедрального собора кирхи
св. Иоанна) [41].
Некоторые витражи Старой кирхи можно видеть на картинах с ее
интерьером, написанным в начале 1650-х годов (в частоности, см. кат. № 40). Оба
собора потеряли свои витражи во время взрыва в 1654 году.
(Для того,
чтобы было ясно, о чем идет речь, ниже приводится фото сегодняшней кафедры в
Старой кирхе Дельфта – перев.)
Выдающиеся
пришельцы
Два выдающихся
художника работали в Дельфте в средние десятилетия шестнадцатого века: Мартен
ван Хеемскерк (1498-1574) и Ян ван Скорел (1495-1562).
Хотя оба они были
уроженцами Харлема, Ван Хеемскерк учился в Дельфте (видимо, в начале 1520-х
годов) вместе с художником по имени Ян Лукаш, который также значился главой
гильдии в 1541 году [42]. Ван Хеемскерк тогда вернулся в Харлем и начал
работать в мастерской Вана Скорела, который осел там на несклько лет
(1527-1530) после возвращения из Рима. Вскоре после нескольких бурных лет в
Риме (1532-1536) Ван Хеемскерк был вновь приглашен в Дельфт, где подтвердил
полученную в Харлеме репутацию не только
выдающегося художника, но и образованного и благочестивого человека.
В Дельфте
наиболее значительным для Ван Хеемскерка было знакомство с ученым-гуманистом
Корнелиусом Мусиусом (1500-1572), настоятелем монастыря св. Агаты. По окончании
местной латинской школы он изучал классическую литературу в Лувене, преподавал
в Генте, где приобрел богатых учеников. Он возвратился в Лувен в 1525 году,
преподавал там латынь и изучал теологию. В начале 1530-х годов Мусиус побывал
во Франции, познакомился с видными гуманистами в Париже и Пуатье.
В 1536 году в
Пуатье были изданы два сборника латинской поэзии, оба о религии. "Imago
Patientiae", стихотворение, название которого было использовано для
названия сборника, - как бы пророчество, и Мусиус как бы представляет собой
церковного проповедника, гида, представляющего «изображение Терпения» и другой
женской фигуры – «Коварства» (в сборнике это звучит как находка Хеемскерка, но
его собственная работа «Триумф Терпения» из восьми рисунков, выгравированная и отпечатанная харлемским
философом Дирком Фолкертс Коорнхертом , датируется намного позднее – с 1599
года [44]).
Комментарии
Отправить комментарий