Пост 70. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 16
В течение того
же периода были перестроены несколько монастырей и сотни домов (рис. 28).
Между
1536 и приблизительно 1550 годами множество домовладельцев Дельфта, включая
тех, кто жил на богатых улицах западной части города и которые очень сильно
пострадали, сконцентрировались на устройстве крыш, стен и каменных фасадов
(больше, чем на внутреннем убранстве жилья).
Тяжелые бедствия, как пожар в
Дельфте или чума, побуждали поддерживать общественные проекты, а не делать
ставку на личное процветание. Можно сказать, что для искусства в Дельфте
открылись новые возможности, хотя и не очень широкие.
Монтиас обнаружил, что
между 1537 и 1557 годами гражданами Дельфта стали 7 стеклодувов, четыре
скульптора или резчика по камню, один художник, кроме того, в городе работало
большое число ремесленников, которые уже были жителями, но еще не были
гражданами города [37].
Что касается художников, скульпторов и мастеров по
стеклу – для них наиболее продуктивные годы пришли несколько позднее: со второй
половины 1540-х годов, когда Старая кирха, Новая кирха и несколько религиозных
орденов были котовы заказать алтари и другие украшения для соборов, до 30
августа 1566 года, когда делегация радикальных протестантов пришла в ратушу с
требованием открыть двери соборов: уничтожить все произведения искусства [38].
Наиболее
серьезные заказы уходили на сторону. Крупная сумма за амвон Новой кирхи была
выплачена в сентябре 1543 года некоему Хуго Янцу, который не был записан в
гильдии Дельфта. Монтиас полагает, что амвон Старой кирхи, установленный на
пять лет позднее, был выполнен тем же мастером [39].
В любом случае, ни один
местный резчик не смог бы создать такое изделие в стиле Ренессанса, которое
можно было бы сравнить с амвоном флорентийского собора Санта Кроче,
выполненного Бенедетто да Майано (1472-1476 годы) [40]. На пяти панелях
шестиугольного барабана, разделенных коринфскими колоннами, представлены
проповедующий Иоанн Креститель (в центральной панели под пюпитром) и четыре евангелиста.
Последние расположены в классических арках в конце зала с плиточными полами, а
разделенные на квадраты своды усиливают перспективу (расходящиеся от святых
линии выглядят как лучи света).
Что можно увидеть в этом – зародыш более
позднего дельфтского декора, такого, как на полотне Хоукгиста в Эдинбурге (см.
кат. № 36), но был более основательный источник, который можно было найти в
рисунках антверпенских книг, выпущенных на закате моды на амвоны.
Как пишет
Ханс Вредеман де Ври на титульной странице трактата «Перспекстива» (1604-1605),
эти гравюры предназначались для «художников, граверов, скульпторов, кузнецов,
архитекторов, декораторов, каменотесов,
столяров, ковровщиков и любителей искусства».
Комментарии
Отправить комментарий