Пост 68. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 14

Такие работы были не только украшением здания, но объектом гражданской гордости (при сравнении с аналогичными объектами вдругих местах); как и здание собора само по себе, они были оплачены и оценены большим количеством граждан. 

Дельфт славился иллюстрациями рукописей и печатных изданий, и он был отчим домом для нескольких талантливых художников, которые (очевидно) начинали как книжные иллюстраторы. Но самые впечатляющие алтарные росписи Мастера «Богоматери среди девственниц» и Мастера из Дельфта наводят на мысль, что такой подход не был общепринятым в изображении фигур у художников Дельфта, и это становится очевидным, когда художники начинают работать над картинами больших размеров [33]. 

Неприятности, перенесенные Дельфтом в шестнадцатом веке, оказали влияние на известных художников – Яна ван Скорела из Утрехта и Мартена ван Хеемскерка из Харлема. Ван Миервельд (см. рис. 39) может быть назван одним из первых дельфтских художников, изобразившего реальные человеческие фигуры, которые для большинства вновь появившихся художников из Фландрии и для ведущих художников Утрехта – образца для Дельфта – были предметом устоявшейся традиции [34]. 

Что удивляет – это степень воздействия этих изменений на искусство семнадцатого столетия в Дельфте. Дельфтская школа живописи вначале представляла собой маленький мир, которому покровительствовали местные богачи. Украшение зданий и изображение натуры – вот наиболее типичная жвопись Дельфта между 1400 и 1600 годами, вовсе не погружение в характеры или изображение бытовых сцен. 

Художники Дельфта предпочитали дотошность и нюансировку, а не обобщения до тех пор, пока в начале  1650-х годов молодые художники не стали острее воспринимать событся, происходящие за пределами Южной Голландии. Дельфтские портреты сосредоточены на позе сиделки и ее наряде бельше, чем на ее внутреннем мире (см. кат.  №№. 46, 80). 

Вообще говоря, в Дельфте не было ничего подобного Франсу Хальсу, Рембрандту и его последователям, ландшафтной и морской живописи или театрализованным образцам исторической живописи Утрехта или Антверпена (хотя нельзя не восхищаться работами Герарда ван Хорнхорста и Хендрика тер Брюггена). 

Но с другой стороны, ничто не напоминает итальянское или немецкое искусство в живописи Дельфта до конца 1500-х годов;  «Мастер Богородицы среди девственниц» и «Снятие с креста» (галерея искусств Уокера, Ливерпуль) представляют собой исключения, которые во многом отражают влияние извне, например, Хуго ван дер Гуса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики