Пост 68. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 14
Такие работы
были не только украшением здания, но объектом гражданской гордости (при
сравнении с аналогичными объектами вдругих местах); как и здание собора само по
себе, они были оплачены и оценены большим количеством граждан.
Дельфт славился
иллюстрациями рукописей и печатных изданий, и он был отчим домом для нескольких
талантливых художников, которые (очевидно) начинали как книжные иллюстраторы.
Но самые впечатляющие алтарные росписи Мастера «Богоматери среди девственниц» и
Мастера из Дельфта наводят на мысль, что такой подход не был общепринятым в
изображении фигур у художников Дельфта, и это становится очевидным, когда
художники начинают работать над картинами больших размеров [33].
Неприятности,
перенесенные Дельфтом в шестнадцатом веке, оказали влияние на известных
художников – Яна ван Скорела из Утрехта и Мартена ван Хеемскерка из Харлема.
Ван Миервельд (см. рис. 39) может быть назван одним из первых дельфтских
художников, изобразившего реальные человеческие фигуры, которые для большинства
вновь появившихся художников из Фландрии и для ведущих художников Утрехта –
образца для Дельфта – были предметом устоявшейся традиции [34].
Что удивляет –
это степень воздействия этих изменений на искусство семнадцатого столетия в
Дельфте. Дельфтская школа живописи вначале представляла собой маленький мир,
которому покровительствовали местные богачи. Украшение зданий и изображение
натуры – вот наиболее типичная жвопись Дельфта между 1400 и 1600 годами, вовсе
не погружение в характеры или изображение бытовых сцен.
Художники Дельфта
предпочитали дотошность и нюансировку, а не обобщения до тех пор, пока в
начале 1650-х годов молодые художники не
стали острее воспринимать событся, происходящие за пределами Южной Голландии.
Дельфтские портреты сосредоточены на позе сиделки и ее наряде бельше, чем на ее
внутреннем мире (см. кат. №№. 46, 80).
Вообще говоря, в Дельфте не было ничего подобного Франсу Хальсу, Рембрандту и
его последователям, ландшафтной и морской живописи или театрализованным
образцам исторической живописи Утрехта или Антверпена (хотя нельзя не
восхищаться работами Герарда ван Хорнхорста и Хендрика тер Брюггена).
Но с
другой стороны, ничто не напоминает итальянское или немецкое искусство в
живописи Дельфта до конца 1500-х годов;
«Мастер Богородицы среди девственниц» и «Снятие с креста» (галерея
искусств Уокера, Ливерпуль) представляют собой исключения, которые во многом
отражают влияние извне, например, Хуго ван дер Гуса.
Комментарии
Отправить комментарий