Пост 68. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 14

Такие работы были не только украшением здания, но объектом гражданской гордости (при сравнении с аналогичными объектами вдругих местах); как и здание собора само по себе, они были оплачены и оценены большим количеством граждан. 

Дельфт славился иллюстрациями рукописей и печатных изданий, и он был отчим домом для нескольких талантливых художников, которые (очевидно) начинали как книжные иллюстраторы. Но самые впечатляющие алтарные росписи Мастера «Богоматери среди девственниц» и Мастера из Дельфта наводят на мысль, что такой подход не был общепринятым в изображении фигур у художников Дельфта, и это становится очевидным, когда художники начинают работать над картинами больших размеров [33]. 

Неприятности, перенесенные Дельфтом в шестнадцатом веке, оказали влияние на известных художников – Яна ван Скорела из Утрехта и Мартена ван Хеемскерка из Харлема. Ван Миервельд (см. рис. 39) может быть назван одним из первых дельфтских художников, изобразившего реальные человеческие фигуры, которые для большинства вновь появившихся художников из Фландрии и для ведущих художников Утрехта – образца для Дельфта – были предметом устоявшейся традиции [34]. 

Что удивляет – это степень воздействия этих изменений на искусство семнадцатого столетия в Дельфте. Дельфтская школа живописи вначале представляла собой маленький мир, которому покровительствовали местные богачи. Украшение зданий и изображение натуры – вот наиболее типичная жвопись Дельфта между 1400 и 1600 годами, вовсе не погружение в характеры или изображение бытовых сцен. 

Художники Дельфта предпочитали дотошность и нюансировку, а не обобщения до тех пор, пока в начале  1650-х годов молодые художники не стали острее воспринимать событся, происходящие за пределами Южной Голландии. Дельфтские портреты сосредоточены на позе сиделки и ее наряде бельше, чем на ее внутреннем мире (см. кат.  №№. 46, 80). 

Вообще говоря, в Дельфте не было ничего подобного Франсу Хальсу, Рембрандту и его последователям, ландшафтной и морской живописи или театрализованным образцам исторической живописи Утрехта или Антверпена (хотя нельзя не восхищаться работами Герарда ван Хорнхорста и Хендрика тер Брюггена). 

Но с другой стороны, ничто не напоминает итальянское или немецкое искусство в живописи Дельфта до конца 1500-х годов;  «Мастер Богородицы среди девственниц» и «Снятие с креста» (галерея искусств Уокера, Ливерпуль) представляют собой исключения, которые во многом отражают влияние извне, например, Хуго ван дер Гуса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"