Пост 69. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 15
Напротив, корни
искусства в Дельфте произрастают из Бургундских Нидерландов, а не из
ренессансного Антверпена.
Связь между «Свадебным портретом Арнольфини» Яна ван
Эйка (1434, Национальная галерея, Лондон)
и спокойными, залитыми солнцем «домашними» картинами Вермеера, как было
сказано,- нидерландская традиция
наблюдательности и мастерства, но эта традиция, следует добавить, была
производной от вкусов двора и покровителей.
«Дельфт сановный, Утрехт
богомольный» - по старой пословице [35], и контраст может быть расширен на
торговые и вольные города, такие как Антверпен и (в семнадцатом столетии)
Харлем и Амстердам.
И, наконец, следует заметить, что это умозрительное
заключение – как частое доказательство фламандского влияния на искусство
Дельфта – обычно касается цветочных натюрмортов, фантастических пейзажей
(которые используют природу как экспонат художественных коллекций или собраний
удивительных вещей; см. кат. № 22) или строгих элегантных портретов.
Дельфтские
художники стремились увидеть их мир ярким, просторным и гармоничным, без крови
и ран.
Тем не менее,
Старая кирха (см. рис. 1, 32, кат. № 40, 81, 91) не была «старой церковью» по
стандартам Утрехта. Первый камень в ее стены был заложен до 1200 года, но
Старая Кирха, как стало известно впоследствии, строилась в 1390-1410 годах
(хоры и боковая капелла), в 1425-1440 годах (расширение нефа) и приблизительно
в 1510-1522 годах (хоры Марии и трансепт, см. кат. №№ 6, 40).
Новая кирха (см.
рис. 33, кат. №№ 83, 84) начала строиться в 1384 году после чудесного явления
Богоматери в 1381 году и возведения деревянной церкви. Возведение каменной
башни длилось столетие, с 1396 по 1496 год. Главный неф и боковые нефы были
закончены в 1430-х годах, хоры – в 1476 году.
Обширная
перестройка последовала за пожаром 1536 года. Деревянные перекрытия обоих
церквей сгорели, а стены были существенно повреждены. Возведение сводов обеих
церквей продолжалось в средине 1540-годов, оборудование в 1550-х (в 1553 году
епископ Утрехта освятил восемнадцать алтарей Старой кирхи), остекление в
1560-х.
Замечательный амвон Старой кирхи (рис. 34) был центральным пятном во
многих картинах Хоукгеста, Эмануэля де Витте, Хендрика ван Флиета (см. рис.
120, кат. №№ 40, 92) и до наших дней в соборе сохранилась дата 1548 год, которая
также отмечала завершение архитектурных работ [36].
Комментарии
Отправить комментарий