Пост 69. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года, Вальтер Лидтке, 15

Напротив, корни искусства в Дельфте произрастают из Бургундских Нидерландов, а не из ренессансного Антверпена. 

Связь между «Свадебным портретом Арнольфини» Яна ван Эйка (1434, Национальная галерея, Лондон)  и спокойными, залитыми солнцем «домашними» картинами Вермеера, как было сказано,-  нидерландская традиция наблюдательности и мастерства, но эта традиция, следует добавить, была производной от вкусов двора и покровителей. 

«Дельфт сановный, Утрехт богомольный» - по старой пословице [35], и контраст может быть расширен на торговые и вольные города, такие как Антверпен и (в семнадцатом столетии) Харлем и Амстердам. 

И, наконец, следует заметить, что это умозрительное заключение – как частое доказательство фламандского влияния на искусство Дельфта – обычно касается цветочных натюрмортов, фантастических пейзажей (которые используют природу как экспонат художественных коллекций или собраний удивительных вещей; см. кат. № 22) или строгих элегантных портретов. 

Дельфтские художники стремились увидеть их мир ярким, просторным и гармоничным, без крови и ран.

Тем не менее, Старая кирха (см. рис. 1, 32, кат. № 40, 81, 91) не была «старой церковью» по стандартам Утрехта. Первый камень в ее стены был заложен до 1200 года, но Старая Кирха, как стало известно впоследствии, строилась в 1390-1410 годах (хоры и боковая капелла), в 1425-1440 годах (расширение нефа) и приблизительно в 1510-1522 годах (хоры Марии и трансепт, см. кат. №№ 6, 40). 

Новая кирха (см. рис. 33, кат. №№ 83, 84) начала строиться в 1384 году после чудесного явления Богоматери в 1381 году и возведения деревянной церкви. Возведение каменной башни длилось столетие, с 1396 по 1496 год. Главный неф и боковые нефы были закончены в 1430-х годах, хоры – в 1476 году.


Обширная перестройка последовала за пожаром 1536 года. Деревянные перекрытия обоих церквей сгорели, а стены были существенно повреждены. Возведение сводов обеих церквей продолжалось в средине 1540-годов, оборудование в 1550-х (в 1553 году епископ Утрехта освятил восемнадцать алтарей Старой кирхи), остекление в 1560-х. 

Замечательный амвон Старой кирхи (рис. 34) был центральным пятном во многих картинах Хоукгеста, Эмануэля де Витте, Хендрика ван Флиета (см. рис. 120, кат. №№ 40, 92) и до наших дней в соборе сохранилась дата 1548 год, которая также отмечала завершение архитектурных работ [36].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики