Пост 38 (7). Вермеер и дельфтская школа. Часть первая (продолжение)

Французского ученого и дипломата Балтазара де Монкониса (1611-1665), который бывал в Дельфте, наиболее часто цитируют в связи с событиями  в художественной жизни. Он записал в дневнике 11 августа 1663 года, что он посетил Вермеера, но художник ничего ему не показал. Видимо, это было связано с кредитором Вермеера, пекарем по имени Хендрик ван Байтен (1632-1701), который после смерти оставил довольно большое наследство (в том числе и часть, унаследованную им ранее), и в числе прочего – три картины Вермеера и работы других художников Дельфта. 

Другая строка из дневника Монкониса, которую часто цитируют: «Ван Байтен показал ему работу Вермеера, на которой была изображена только одна фигура, за которую он уплатил 600 ливров (вероятно, гульденов)». (600 гульденов, которые Ван Ковенберг получил за большую картину в 1640-х годах, была приблизительно равна годовой зарплате квалифицированного ремесленника или стоимости небольшого дома). Монконис думал, что цена завышена почти в десять раз, но спустя два дня он услышал о такой же цене на картину Герарда Доу (тоже для картины с одной фигурой) и вдвое больше на «Визит врача» работы Франса ван Миерса [36].

Запись о поездке Монкониса в Дельфт часто цитируется в связи с покровителем Вермеера Питером ван Рюйвеном. Один из авторов, неудовлетворенный убедительной гипотезой, что Ван Рюйвен приобрел около половины произведений Вермеера сразу же по их окончании, задался вопросом, почему Монконис пришел к пекарю вместо того, чтобы посетить коллекционера [37]. Другой автор просто вообразил, что француза к Вермееру послал Константин Гюйгенс Старший, когда услышал («что сильно удивило Гюйгенса») о предстоящей поездке Монкониса в Дельфт (3августа 1663 года) и его намерении посмотреть усыпальницу Вильгельма Молчаливого, но не мастерскую художника [38].


Можно предположить, что главной целью второй поездки  Монкониса в Дельфт было посещение Вермеера и, вероятно,  покупка его картины. Но 11 августа дипломат выбрал себе компаньона, что говорит о других его намерениях. (Факт, что он ездил с кем-то, обычно не упоминается в литературе о Вермеере). 

Как отмечает Монтиас, Монконис, воспитанник иезуитов Лиона, уже посещал «тайную церковь» в Роттердаме, и приехал с особым интересом: как существует католическое вероисповедание на территории протестантов (и, в частности, иезуитские миссии)? Согласно дневниковым записям, Монкониса сопровождали в Дельфт два господина, один – «Джентилло», другой – «Пэр Леон» (Лео Маес из Брюсселя), священник кармелитов, казначей благотворительной кассы и выдающийся гаагский проповедник. 

Отец Леон, вероятно, в любом случае ехал в Дельфт посетить «Папский угол» (католический район) и поздравить иезуитского священника Бальтазара ван дер Беке, который был назначен на должность за день до этого. Отец Леон и Монконис пару раз пообедали вместе в Гааге (как было сказано, оба они представляли французское правительство), после чего Монконису было предложено продолжить поездку вместе.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"