Пост 35(4). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)
Краткая
запись 17 августа 1641 года, когда Эвелин останавливался в Дельфте, начинается
с «церкви с памятником принцу Вильяму Нассау [рис.7] – первому из Вильямов и
спасителю (как они его называют) их свободы, которая стоила ему жизни – это
было мерзкое убийство.
Это редкостное произведение искусства, включающее несколько
фигур в натуральную величину из меди» (автор подразумевает бронзу, Пепис тоже
вместо «бронзы» писал «латунь»). Потом Эвелин упоминает Сенат, его обычное
обозначение ратуши. Он вспоминает, в частности (несколько неточно) «очень
величественный портик» Хендрика Кайзера (рис. 2), который был также
архитектором и скульптором гробницы Вильяма Молчаливого.
Эвелин всегда
интересовался новым в архитектуре, и в том же отрывке он пишет, что около
Рейсвейка есть «величественная резиденция принца Оранского [Фредерика Хендрика[, и нет ничего более замечательного, чем
прекрасные аллеи с лимонными деревьями (в саду – прим. перев.) и
современными картинами внутри» (см. рис. 8, где Дельфт виден на заднем плане, и
рис. 303 с планировкой садов).
19
августа Эвелин возвращается в Гаагу, превознося «Хофф, или двор принца»
(квартал государственных учреждений, новейшее крыло дворца, или двора
Голландии, см. рис. 6). На следующий день он «возвращается в Дельфт, оттуда
[каналом] в Роттердам, Гаагу и Лейден, где я сразу пересел в экипаж, который
поздно ночью доставил меня в Гарлем». В семь часов утра следующего дня он был в
Амстердаме. Несколькими неделями раньше Эвелин доехал из Дордрехта до
Роттердама в экипаже, «меньше чем за час, хотя расстояние было десять миль;
настолько яростно гнал лошадей возница» [10].
Эти перемещения туда и обратно
показывают, насколько тесно были связаны Дельфт и другие города в этой области
(позднее – Южные провинции Голландии) – Дордрехт, Роттердам и Лейден, не говоря
о Гааге и даже Гарлеме и Амстердаме в северной части Голландии (см. рис. 5).
Такое положение дел очень существенно для общения художников, и это – главный
вопрос выставки: была или нет на самом деле «Дельфтская школа» с ее местными
приемами живописи, можно ли ее выделить среди «школ» других городов, входящих в
ту же географическую область, что и Дельфт.
Пепис
превзошел своего соотечественника в описании жизни простолюдинов и света: в его
впечатлениях о днях, проведенных в Голландии, оживают картины Яна Стена и Герарда
Терборха – настолько красочна его проза [11]. Тем не менее, Эвелин - более
обстоятельный комментатор искусства, архитектуры, парков и общей культуры. Его
широко известные описания картин – в основном «пейзажей и несерьезных», которые
можно было купить на ежегодных ярмарках в Роттердаме, - представляют собой
также заслуживающую внимания попытку анализа рынка. Он также отметил, что
«общинные фермеры» вкладывают большие средства в товар, так как у них нет
земли, чтобы использовать труд всей семьи» [12].
Комментарии
Отправить комментарий