Пост 35(4). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)

Краткая запись 17 августа 1641 года, когда Эвелин останавливался в Дельфте, начинается с «церкви с памятником принцу Вильяму Нассау [рис.7] – первому из Вильямов и спасителю (как они его называют) их свободы, которая стоила ему жизни – это было мерзкое убийство. 

Это редкостное произведение искусства, включающее несколько фигур в натуральную величину из меди» (автор подразумевает бронзу, Пепис тоже вместо «бронзы» писал «латунь»). Потом Эвелин упоминает Сенат, его обычное обозначение ратуши. Он вспоминает, в частности (несколько неточно) «очень величественный портик» Хендрика Кайзера (рис. 2), который был также архитектором и скульптором гробницы Вильяма Молчаливого. 

Эвелин всегда интересовался новым в архитектуре, и в том же отрывке он пишет, что около Рейсвейка есть «величественная резиденция принца Оранского [Фредерика Хендрика[, и нет ничего более замечательного, чем прекрасные аллеи с лимонными деревьями (в саду – прим. перев.) и современными картинами внутри» (см. рис. 8, где Дельфт виден на заднем плане, и рис. 303 с планировкой садов).

19 августа Эвелин возвращается в Гаагу, превознося «Хофф, или двор принца» (квартал государственных учреждений, новейшее крыло дворца, или двора Голландии, см. рис. 6). На следующий день он «возвращается в Дельфт, оттуда [каналом] в Роттердам, Гаагу и Лейден, где я сразу пересел в экипаж, который поздно ночью доставил меня в Гарлем». В семь часов утра следующего дня он был в Амстердаме. Несколькими неделями раньше Эвелин доехал из Дордрехта до Роттердама в экипаже, «меньше чем за час, хотя расстояние было десять миль; настолько яростно гнал лошадей возница» [10].  

Эти перемещения туда и обратно показывают, насколько тесно были связаны Дельфт и другие города в этой области (позднее – Южные провинции Голландии) – Дордрехт, Роттердам и Лейден, не говоря о Гааге и даже Гарлеме и Амстердаме в северной части Голландии (см. рис. 5). Такое положение дел очень существенно для общения художников, и это – главный вопрос выставки: была или нет на самом деле «Дельфтская школа» с ее местными приемами живописи, можно ли ее выделить среди «школ» других городов, входящих в ту же географическую область, что и Дельфт.


Пепис превзошел своего соотечественника в описании жизни простолюдинов и света: в его впечатлениях о днях, проведенных в Голландии, оживают картины Яна Стена и Герарда Терборха – настолько красочна его проза [11]. Тем не менее, Эвелин - более обстоятельный комментатор искусства, архитектуры, парков и общей культуры. Его широко известные описания картин – в основном «пейзажей и несерьезных», которые можно было купить на ежегодных ярмарках в Роттердаме, - представляют собой также заслуживающую внимания попытку анализа рынка. Он также отметил, что «общинные фермеры» вкладывают большие средства в товар, так как у них нет земли, чтобы использовать труд всей семьи» [12].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики