Пост 37 (6). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)

Кажется, что путешествие Эвелина уводит нас слишком далеко от Дельфта – «около тридцати английских миль (по времени в пути)» до Утрехта [22]. Но он не мог бы повстречаться с большинством успешных художников Дельфта того времени, таких как Леонерт Брамер, Кристиан ван Коувенберг, Майкл ван Майкревелд (см. кат. номера 9-11, 14, 15); или с Бартоломеусом ван Вассеном (см. кат. номера 6,7), художником-архитектором Дельфта и Гааги, который спроектировал Рейнский дворец и расписал соседнюю церковь (рис. 91). Для этих художников города, которые посетил Эвелин, исчерпывающе определяют ту культурную среду, которую они изучали с классической точки зрения, близкой к той, которая была в двух дворах в Гааге.

Они прекрасно понимали, насколько высоко ценят Рубенса, Ван Дейка и других художников Антверпена Фредерик Хендрик и Константин Гюйгенс, а из известных утрехтских художников –Герарда ван Хонтхорста,  любимчика Елизаветы Стюарт (см. рис. 9). Для Ван Миервельда, придворного портретиста голландской принцессы (см. кат. №№ 43-46) и иностранных гостей, появление в столичном городе Ван Дейка и особенно Ван Хорнхорста (они переехали в середине 1630-х годов) было не очень желательно. Но для Ван Коувенберга, (тоже оформителя, как и Ван Хорнхорст, но из Дельфта) вкусы двора были ключом к удачной карьере.

Ван Коувенберг мог бы быть польщен записью Эвелина в его дневнике за 1 сентября 1641 года: «Я отвлекся, чтобы посмотреть один из дворцов принца, называемый «Hoff Van Hounsler's Dyck» (новая загородная резиденция Фредерика Хендрика южнее Гааги, рис 10), очень красиво огороженное здание в виде квадрата. Галерея прятно расписана охотничьими сценами, и одна из них - с гордиевым узлом и рубящими инструментами - написана так искусно, что даже очень внимательный зритель с трудом отличает роспись от рельефа. Потолок над лестничной клеткой украшен картиной «Похищение Ганимеда» и другими фигурами работы F. [sic] Covenburg, и я купил его прелестную вещицу.» [23].


Дельфтские мастера  (см. рис. 17, кат. №№ 14, 15) были авторами одной из охотничьих картин, посвященных Диане, о которых Эвелин говорит, что они украшали банкетный зал и верх двойного пролета лестницы. Пять застекленных дверей, выходящих на юг, были выполнены в стене напротив главного входа, у которого с одной стороны (по описи 1758 года) находилась очень большая картина на холсте, вставленная в деревянную раму, «Диана, богиня охоты, с нимфами», прекрасно выполненная Кристианом ван Ковенбургом из Дельфта (1604-1667).» [24]. 

Пендант, расписанный со стороны северной стены сценой «Диана на соколиной охоте», не менее прекрасно выполненной Джекобом ван Кампеном (Jacob van Campen) (хотя, может быть, Паулюсом Бором), и «кусок дымохода» на северной стене украшен «Коронованием Дианы» работы мастерской Рубенса и Франса Снайдерса (картинная галерея Потсдам – Сан-Суси) [25]. Последняя картина, вероятно, датируется серединой 1620-х годов, но другие (с «Дианой на отдыхе», очевидно, Ван Кампена) были совсем свежие, когда их увидел Эвелин. 

Ван Ковенберг получил приличную сумму в 800 гульденов за свою «Диану» (28 декабря 1638 года) и еще 800 гульденов за охотничьи мотивы на фризе в той же комнате [26]. Вероятно, он также написал столь обманчивый «гордиев узел с рубящими орудиями», восхитивший Эвелина; позднее примеры зрительного обмана с его помощью были обнаружены в Оранжевом зале дома Тен Боша (см. рис. 67) [27]. 

На Ван Ковенберга (и других художников Дельфта, таких как Карел Фабрициус и Вермеер?) произвел впечатление верхний элемент росписей в банкетном зале этого дворца в виде непрерывного фриза с фигурами, расположенными позади и над каменным балконом, с росписью на холсте, находящейся внутри балкона под потолком на всех четырех стенах [28](рис. 12).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики