Пост 37 (6). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)
Кажется,
что путешествие Эвелина уводит нас слишком далеко от Дельфта – «около тридцати
английских миль (по времени в пути)» до Утрехта [22]. Но он не мог бы
повстречаться с большинством успешных художников Дельфта того времени, таких
как Леонерт Брамер, Кристиан ван Коувенберг, Майкл ван Майкревелд (см. кат.
номера 9-11, 14, 15); или с Бартоломеусом ван Вассеном (см. кат. номера 6,7),
художником-архитектором Дельфта и Гааги, который спроектировал Рейнский дворец
и расписал соседнюю церковь (рис. 91). Для этих художников города, которые
посетил Эвелин, исчерпывающе определяют ту культурную среду, которую они
изучали с классической точки зрения, близкой к той, которая была в двух дворах
в Гааге.
Они
прекрасно понимали, насколько высоко ценят Рубенса, Ван Дейка и других
художников Антверпена Фредерик Хендрик и Константин Гюйгенс, а из известных
утрехтских художников –Герарда ван Хонтхорста,
любимчика Елизаветы Стюарт (см. рис. 9). Для Ван Миервельда, придворного
портретиста голландской принцессы (см. кат. №№ 43-46) и иностранных гостей,
появление в столичном городе Ван Дейка и особенно Ван Хорнхорста (они переехали
в середине 1630-х годов) было не очень желательно. Но для Ван Коувенберга,
(тоже оформителя, как и Ван Хорнхорст, но из Дельфта) вкусы двора были ключом к
удачной карьере.
Ван
Коувенберг мог бы быть польщен записью Эвелина в его дневнике за 1 сентября
1641 года: «Я отвлекся, чтобы посмотреть один из дворцов принца, называемый «Hoff
Van Hounsler's Dyck» (новая загородная резиденция Фредерика Хендрика южнее
Гааги, рис 10), очень красиво огороженное здание в виде квадрата. Галерея
прятно расписана охотничьими сценами, и одна из них - с гордиевым узлом и
рубящими инструментами - написана так искусно, что даже очень внимательный
зритель с трудом отличает роспись от рельефа. Потолок над лестничной клеткой
украшен картиной «Похищение Ганимеда» и другими фигурами работы F. [sic] Covenburg, и я купил его
прелестную вещицу.» [23].
Дельфтские
мастера (см. рис. 17, кат. №№ 14, 15)
были авторами одной из охотничьих картин, посвященных Диане, о которых Эвелин
говорит, что они украшали банкетный зал и верх двойного пролета лестницы. Пять
застекленных дверей, выходящих на юг, были выполнены в стене напротив главного
входа, у которого с одной стороны (по описи 1758 года) находилась очень большая
картина на холсте, вставленная в деревянную раму, «Диана, богиня охоты, с
нимфами», прекрасно выполненная Кристианом ван Ковенбургом из Дельфта
(1604-1667).» [24].
Пендант, расписанный со стороны северной стены сценой «Диана
на соколиной охоте», не менее прекрасно выполненной Джекобом ван Кампеном
(Jacob van Campen) (хотя, может быть, Паулюсом Бором), и «кусок дымохода» на
северной стене украшен «Коронованием Дианы» работы мастерской Рубенса и Франса
Снайдерса (картинная галерея Потсдам – Сан-Суси) [25]. Последняя картина,
вероятно, датируется серединой 1620-х годов, но другие (с «Дианой на отдыхе»,
очевидно, Ван Кампена) были совсем свежие, когда их увидел Эвелин.
Ван
Ковенберг получил приличную сумму в 800 гульденов за свою «Диану» (28 декабря
1638 года) и еще 800 гульденов за охотничьи мотивы на фризе в той же комнате
[26]. Вероятно, он также написал столь обманчивый «гордиев узел с рубящими
орудиями», восхитивший Эвелина; позднее примеры зрительного обмана с его
помощью были обнаружены в Оранжевом зале дома Тен Боша (см. рис. 67) [27].
На
Ван Ковенберга (и других художников Дельфта, таких как Карел Фабрициус и
Вермеер?) произвел впечатление верхний элемент росписей в банкетном зале этого
дворца в виде непрерывного фриза с фигурами, расположенными позади и над
каменным балконом, с росписью на холсте, находящейся внутри балкона под
потолком на всех четырех стенах [28](рис. 12).
Комментарии
Отправить комментарий