Пост 36(5). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)
В
октябре 1641 года Эвелин побывал в Антверпене, самом большом порту Испанских
Нидерландов. Он осмотрел все примечательные здания, видел «редкие картины
Рубенса» и другие выдающиеся детали интерьера новой церкви иезуитов
(«прекрасная работа снаружи и внутри»). Он побывал в ратуше, в учебных
заведениях и монастырях, особняке Дуарте на главном проспекте, в котором
продавал бриллианты торговец Меир. «Три его дочери услаждали нас музыкой:
пением и игрой на инструментах» [13].
Дуарте
– имя, знакомое из исследований Вермеера и его окружения, требует небольшого
отступления. Эвелин мог знать Гаспара Дуарте (1584-1653) – придворного ювелира
Карла I и известного любителя музыки. Дуарте был другом Константина Гюйгенса
старшего (1596-1687, рис. 15), который в качестве секретаря и советника по
искусству голландского штадтгальтера Фредерика Хендрика и Вильяма II достаточно
заметно влиял на художественный вкус в Гааге.
Связь продолжалась с сыном
Дуарте, Диего (до 1616-1691), который унаследовал фамильное дело и прославился
как музыкант-любитель. Музыка и живопись были страстью младшего Дуарте и
Гюйгенса, с которым он часто переписывался.
Опись
коллекции Диего Дуарте 1682 года содержит более 200 картин, среди которых
Гольбейн, Рафаэль, Тициан, Питер Брейгель Старший, Рубенс, Ван Дейк, а также «Молодая леди, играющая на клавесине»
Вермеера» [14]. Это была, вероятно, одна из двух картин Вермеера, находящихся
сегодня в Национальной галерее в Лондоне (номера по каталогу 78, 79)[15].
Было высказано
предположение, что Дуарте получил картины Вермеера от Гюйгенса или его сына
Константина Гюйгенса-младшего (1628-1697) [16].
Последний, великолепный рисовальщик и секретарь Вильяма III, был до
конца жизни другом Дуарте [17]. Картина
Вермеера «Молодая женщина (или девушка), играющая на клавесине», могла быть
куплена в Дельфте или Гааге во время одного из визитов Гюйгенса-младшего в
Антверпен к Дуарте (например, в 1676 году). Название картины (перекликается с
визитом Эвелина) делает это предположение более чем вероятным: и Дуарте, и Гюйгенс
были известными коллекционерами музыкальных инструментов.
Тем не менее,
возможно, что Дуарте получил картину из другого источника, например, от
антверпенского торговца Матиаса Муссона, который был связан с Абрахамом де
Кугом, известным в Дельфте торговцем живописью, органами и другими предметами
роскоши. Может быть, это существенно, что все трое – художник и два торговца –
были католиками [18].
Когда
Эвелин впервые приехал в Гаагу («по прямой и просторной реке, протекающей через
весь Дельфт»), он сразу же отправился «ко двору принцессы Богемии [в ее большой
городской дом на Воорхоут], где удостоился чести поцеловать руку ее величества
и нескольких принцесс – ее дочерей» [19].
Королева (рис. 9) Елизавета Стюарт
(дочь Якова I), жила на широкую ногу в Гааге с ее последним мужем курфюрстом
Фридрихом V (умер в 1632), и продолжала вести такой же образ жизни, будучи
вдовой, еще тридцать лет за счет Карла I, голландского правительства и других
жертвователей [20].
Вероятно, она представила Эвелина своему кругу и посоветовала
ему, что надо посмотреть. В любом случае, спустя четыре дня, после Лейдена и
Утрехта Эвелин прибыл в Ренен, «где у принцессы Богемии был аккуратный и
прекрасно отстроенный дворец, или городская резиденция, в итальянском стиле,
как я помню» [21].
Комментарии
Отправить комментарий