Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд".Реакция художников
Несколько необычно, что мужчина, возможно, отец семейства, появляется на среднем плане. Но де Хох изображает его сидящим в другом месте, за занавешенным окном - умный прием, который одновременно включает его и исключает, намеренно отделяя от главных действующих лиц. «Женщина готовит мальчику бутерброд», как и многие другие семейные сцены де Хоха и его коллег, таким образом, представляет безмятежную семейную сцену с мамой и ребенком, без шума и суеты внешнего мира, который виден через окно, открытую дверь и прихожую. И, как мы видели во второй главе, вид на широкий мир был мужским, мир, в который женщинам не было доступа.
Реакция художников
Хотя представители среднего класса продолжали покупать предметы искусства, это они покупали намного меньше, чем богатые. Таким образом, можно предположить, что вкус и страсть элиты к коллекционированию обеспечили готовый рынок для новых типов полотен, созданных после 1650 года, который хорошо воспринял изменения в стиле и сюжетах, появившиеся в голландской жанровой живописи.
Эти стилистические изменения легко обнаружить в картине «Женщина готовит мальчику бутерброд» и работах других мастеров того времени, чьи картины иллюстрируют эту книгу. Они проявляются в невиданном уровне утонченности в изображении текстур и тканей и введеним тонкой и сложной игры света и тени на персонажах и предметах в тщательно выстроенных объемах, зачастую вертикальных по форме. Одновременно с этими стилистическими изменениями произошел настоящий взрыв картин с домашними сюжетами и, наоборот, постепенно уменьшилось количество грубых сцен (хотя это никогда не исчезало полностью). Изображение домашних сцен стало тематическим, если не моральным протовопоставлением тому, что было распространено в голландской живописи в первой половине семнадцатого века.
Изображения проституток были особенно популярны в начале столетия. Картины этого типа в начале семнадцатого века часто демонстрируют удивительный, если не шокирующий, уровень пошлости, даже по современным меркам. На них нередко можно было увидеть полногрудых шлюх, иногда с голым торсом, которые сидят рядом или даже ласкают своих развратных клиентов (рисунок 53). Подобное можно было увидеть в жанровой живописи во второй половине семнадцатого века, но с меньшей частотой, чем это было в первой. Художники этого периода переходили к менее откровенным изображениям разврата.
Рис. 53. Дирк ван Бабурен, Сводня, 1622, 101х107 см, музей изящных искусств, Бостон, США
Питер де Хох, Пьющая молодая девушка, 1658, 69х60 см, Лувр, Париж, Франция
Присутствие на этом полотне молодой дамы, двух мужчин и пожилой женщины напоминает ранние картины, посвященные проституции, которые часто отличает такой состав персонажей, и специфически среди них - старых женщин, которые выполняют роль сводни (рисунок 53). Маленькая икона «Христос и грешница» над камином намекает на настоящий смысл работы де Хоха; так же как и несколько комический мотив дремлющей собаки, распластанная поза которой как бы повторяет расслабленную позу его слегка пьяной хозяйки. Все резкие сексуальные намеки были в значительной степени смягчены. В результате картина получилась значительно менее грубой и хамской, чем у его предшественников - живописцев. Смягченное изображение де Хохом сцен с проститутками является в некоторой степени симптомом его реакции на изменение вкуса потребителей.
Комментарии
Отправить комментарий