Питер де Хох, Влияние художественного рынка (продолжение)


Де Марчи и ван Мигро рассматривают один примечательный заказ на картины, направленный в марте 1663 от уроженца Антверпена, а теперь - парижского агента Жан-Мишель Пикара (Jean-Michel Picart) своему антверпенскому поставщику Мэтью Муссону. 

Пикар просит учесть два серьезных требования, стилистическое и тематическое, в картинах, которые в конечном итоге будут ему отправлены. Во-первых, эти картины были быть "чисто написаны", с высокой степенью отделки. 

Более интересно для нас второе условие Пикара, касающееся существа договора, и его изложение. В частности, он просил, чтобы ни одна картина не отправлялась ему, если она может внушить неприятные ощущения или оскорбить клиента из-за ее простоты или грубости. 

Так, в его заказе на двенадцать картин с животными известному фламандскому мастеру натюрморта живописцу Яну ван Кесселю II (Jan van Kessel II) (1626-1679) было оговорено, что летучие мыши, крокодилы, и подобные существа должны быть заменены на более приятных птиц и рыб. 

Кроме того, Пикар уточнил, что Авраам Виллемсен (Abraham Willemsen) (работал в 1627-1672 годах) поправил бы лица в его религиозных картинах: сделал их менее пухлыми - в противном случае они выглядят слишком крестьянскими и грубыми.

Анализ де Марчи и ван Мигрофа хотя и касается в первую очередь торговцев произведениями искусства - посредников между художниками и покупателями, тем не менее дает понимание, насколько потенциальные покупатели оказывали влияние на творцов. 

Очевидно, что подобные действия имели место в Нидерландах, независимо от того, были эти покупатели анонимными или хорошо известными. Какого рода лица входили в это число? С точки зрения типов картин, рассмотренных в этой книге, а именно, с умеренной стоимостью или чрезвычайно дорогих, заказчики, основном (хотя и не исключительно) принадлежали к социальной и культурной элите; другими словами, они были из верхнего и среднего класса.

Эти богатые граждане стали еще богаче в годы после Мюнстерского договора 1648, который официально закончил многолетнюю войну Нидерландов за независимость от Испании. Мир неизменно ведет к процветанию, и мирный договор 1648 не стал исключением. Прекращение военных действий между Испанией и Нидерландами дало много новых коммерческих возможностей при одновременном снижении затрат на ведение бизнеса. В результате, государство получило необычайный рост экономики и достигло пика своего торгового могущества в течение нескольких коротких мирных лет.

Само собой разумеется, в этой атмосфере бурного экономического развития те лица, которые уже были богатыми, стали еще богаче, в то время как различия между ними и бедными углубились. Некоторые граждане, как правило, те, кто уже были очень богаты, стали обладателями настолько больших накоплений, что они могли позволить себе роскошный образ жизни, ранее возможный исключительно для ничтожно малочисленных аристократов. 

Например, Питер Клас ван Рюйвен (1624-1674), выдающийся покровитель Вермеера, коллеги де Хоха по Дельфту, в 1669 году заплатил шестнадцать тысяч гульденов (абсолютно астрономическая сумма по меркам семнадцатого века), чтобы приобрести дворянский титул и имение. Его дорогостоящее приобретение является характерным примером "социального подъема". Это явление на самом деле имело место еще в конце шестнадцатого века, но достигло своего пика в течение опьяняющих десятилетий после Мюнстерского договора.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики