Питер де Хох, Влияние художественного рынка (продолжение)


Решающее значение для экономического развития и социального подъема был "процесс окультуривания ", культурного развития, блестяще описанного несколько лет назад немецким ученым Норбертом Элиасом (Norbert Elias).

Элиас фактически ввел терминологию для описания процесса постепенного усвоения высшими классами раннего современного периода (с 1450 года до ориентировочно 1750 года) принятых норм с утонченными манерами, жестами, одеждой, осанкой и, соответственно, формирования в обществе в целом осознанного самоощущения. 

Во всех европейских странах в это время существовали четкие социальные иерархии, в которых каждый располагался на своем месте, будь он крестьянином или дворянином. Таким образом, в Нидерландах , как и в других странах, элита общества использовала свои культурные навыки, чтобы подчеркнуть свою изысканность, а именно, свои высокие "стандарты", противопоставляя себя простонародью. 

Богачи подчеркивали свое якобы высокое социальное положение, демонстрируя огромную самоуверенность и диктуя моду в общественной жизни, в том числе манеры поведения - вплоть до поведения за столом.

Другая картина в коллекции музея Гетти (предположительно Корнелиса де Мана (Cornelis de Man)) предлагает дополнительные идеи для дискуссии о развитии благовоспитанности в Нидерландах. 

Картина, о которой идет речь, - семейный портрет, датированный приблизительно 1660-м годом, изображает семью за обеденным столом (рисунок 54).Старший сын вытирает рот большой салфеткой, что общепринято в нашей культуре сегодня, но было достаточно ново в семнадцатом веке; вероятно, портретиста попросили изобразить его именно так. Несомненно, этот мотив служил в качестве признака воспитанности молодого человека и его изысканности: многие люди - особенно те ​​из низших социальных слоев - продолжали вытирать рты пальцами или рукавами.



Рис. 54. Аттрибутировано Корнелису де Ману, Семья за обеденным столом, 1660, музей Гетти, Лос-Анжелес, США

Изысканность поведения на публике, как видно на этом замечательном портрете, привело к исчезновению многих откровенно неприличных действий (например, отправление естественных надобностей), к почти полному исчезновению личного пространства. 

В семнадцатом веке понятие личного пространства (то, что мы считаем само собой разумеющимся сегодня) только появилось. В результате акцента на приличное поведение в обществе личное пространство во всех ее проявлениях также стало предметом резких изменений. Основой для этих изменений была концепция домашнего быта, который была сосредоточена на поведении, необходимом и желательном дома. Все эти понятия прошли сложные и стремительные изменения, и поэтому трудно отделить современные представления о домашнем быте от понятий культуры и личного пространства.

Следует отметить, что огромный спрос на картины, посвященные семейному быту, в течение второй половины семнадцатого века совпал с изменением структуры жилищного строительства, так как архитекторы, строители и их богатые заказчики начали разделять по назначению комнаты, которые образуют жилище. 

В прежние времена в домах были большие общие комнаты, которые служили для самых разнообразных нужд. Например, это не было редкостью, когда кухни одновременно были спальнями. Отдельные спальни, обычные в наших домах сегодня, а также столовые, рабочие кабинеты и тому подобное были едва известны. Но в семнадцатом веке комнаты, предназначенные для конкретных целей, постепенно вошли в обиход, что дает достаточно доказательств растущего желания богатых домовладельцев отделить общие помещения, то есть те, которые используются для развлечения гостей, от частных,предназначенных исключительно для членов семьи.

Интересно, что в то время, когда понятие личного пространства внедрялось в сознание, в картинах де Хоха и других художников действующие лица помещены в небольшие комнаты. 

Картины, такие как «Женщина готовит мальчику бутерброд», отражают (и, возможно, даже помогли сформировать) эти новые требования к личному пространству. 

В сложных домашних интерьерах де Хоха с их характерным видом в другую комнату присутствуют почти исключительно взрослые женщины (в сопровождении маленьких детей обоих полов). На полотне де Хоха в музее Гетти на переднем плане есть фигуры только матери и ее сына.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики