, Питер де Хох Влияние литературы (продолжение)

Вэйн Фрэнитс



Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Влияние литературы (продолжение)

Картины , представляющие сюжеты с кормлением грудью, как и другие с женщинами и их детьми, дают наглядное представление о рекомендациях в части материнских обязанностей в семнадцатом веке. Вышеупомянутая гравюра Хендрика Бэри с кормлением грудью на самом деле воспроизводит ныне утраченную картину, чей стиль предполагает, что она возможно, была написана Квирингом ван Брекеленкамом (Quiringh van Brekelenkam). Ван Брекеленкам работал близ Лейдена, где ряд художников, в том числе Герард Доу, также писали картины с кормящими матерями (рисунок 38).

Женщина кормит ребенка грудью
Герард Доу, Молодая мама


Рис. 38. Герард Доу, Молодая мама, 1655, 49х37 см, картинная галерея, Берлин, Германия

Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 

Возможно, подражая лейденским художникам, де Хох начал писать эти сюжеты в 1650-х годах во время пребывания в Дельфте. Его очаровательную «Женщину с детьми в интерьере» (рисунок 39), например, называют «одним из самых светлых воспеваний де Хохом красоты материнства и семейной жизни». В этом спокойном интерьере мать заботливо кормит ребенка . Ее бережнму обращению очаровательно подражает ребенок справа , который кормит домашнего пса из тарелки.

Женщина с ребенком на коленях, второй ребенок - у камина

Питер де Хох, Женщина с ребенком в комнате

Рис. 39. Питер де Хох, Женщина с ребенком в комнате, 1658, 68х56 см, музей изящных искусств Сан-Франциско, США

Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 

Де Хох продолжал рисовать кормящих матерей после переезда в Амстердам около 1661 года. Одним из его наиболее интригующих и необычных полотен того периода безусловно является «Интерьер с матерью и ребенком» (рисунок 40). 


Мать с ребенком в комнате, на переднем плане - служанка
Питер де Хох, Мать с ребенком в комнате

Рис. 40. Питер де Хох, Мать с ребенком в комнате, 1665, 65х80 см, Лондон, коллекция 
Вернхер, Англия

В этом полотне кормящая мать находится справа на заднем плане, за горничной, которая старательно подметает пол. Мать и ребенок залиты в сияющим светом, падающим из окна справа. Картина «Снятие с креста» висит на стене прямо над ними. Даже если уборщица с метлой должна быть главным мотивом в картине в силу ее положения в композиции, наши глаза быстро обращаются на блистательную сцену материнства. Включение картины «Снятие с креста», которая традиционно включает в себя фигуру скорбящей Девы Марии, было, несомненно, намеком на то, что все матери с любовью относятся к детям, и создает атмосферу святости сюжета в целом.

То, что горничная на переднем плане подметает и без того безупречно чистый деревянный пол наводит на мысль, что ее действия могут символическое значение. 

Писатели семнадцатого века часто ассоциируют метлу, посуду, используемую для уборки, с духовной и нравственной чистотой. Например, на фронтисписе, выполненном Петрусом Виттервронгелем (Petrus Witterwrongel) для объемистого руководства по ведению домашней бухгалтерии «Христианская экономика» (Oeconomia Christiana) можно увидеть подметающую пол горничную - чисто символическая работа, так как она тщательно сметает объекты порока, в данном случае – игральные карты справа от нее, которые могли бы подорвать духовное и нравственное благополучие семьи (рисунок 41).

Фронтиспис, на щите - название книги
Фронтиспис книги Петруса Виттевронгеля "Христианское домашнее хозяйство"


Рис. 41. Фронтиспис книги Петруса Виттевронгеля "Христианское домашнее хозяйство", Амстердам, 1661, библиотека университета Амстердама, Нидерланды

Фото с сайта https://www.wga.hu/frames-e.html 

Отрывок из книги одного из коллег Виттевронгеля - Саймона Омиуса, дает для этой сцены литературную параллель. По Омиусу, дисциплина в доме, то есть, духовное и нравственное трудолюбие, - это метла, которая очищает его перед снисхождением Божьей благодати. Вполне возможно, что картина де Хоха вызвала подобные ассоциации у его современников.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики