Питер де Хох Влияние литературы (продолжение)

Вэйн Фрэнитс


Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд


Влияние литературы (продолжение)

Редко связь между искусством и такого рода литературой демонстрируется настолько очевидно, как в этом портрете, где мать держит экземпляр первого издания «Брака», который открыт на семьдесят второй странице - глава «Домохозяйка» (Рисунок 35). 

Отец и мать в окружении детей. В руках матери - книга Кэтса "Брак"
Рис. 35. Круг Томаса де Кейзера, Семейный портрет

Рис. 35. Круг Томаса де Кейзера, Семейный портрет, 1645, 85х107 см, музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия

Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/

Кэтс (1577-1660) , возможно, не самый одаренный писатель своего времени, но, я цитирую проницательное замечание выдающегося голландского ученого Эдди де Йонга: "...если бы была муза истории нравов, она не обошлась бы без экземпляра его собрания сочинений». Можно добавить, что если бы этой музе было разрешено иметь только одну из книг Кэтса, это должна была бы быть книга «Брак» - всеобъемлющий трактат о браке и семейной жизни (с алфавитным указателем для удобства). Хотя этот трактат был, возможно, одним из самых популярных (из книг такого рода) в то время, это было далеко не уникален, так как многие в равной степени обстоятельные работы были опубликованы в Нидерландах и в Англии. Отличие «Брака» от других книг этого типа является то, что она была хорошо проиллюстрирована и практически полностью написана в стихах. И самое главное, Кэтс адресовал свое сочинение в первую очередь не мужчинам, а женщинам.

Первое издание (1625 год) было богато оформлено прекрасными гравюрами по рисункам известного художника тех дней Адриана ван де Венна (Adriaen van de Venne) (1589-1662). Роскошное оформление «Брака» означало, что книга была первоначально предназначена для знатных читателей. Но в стремлении сделать его доступным для менее богатых читателей более поздние издания - двадцать одно в семнадцатом веке - были опубликованы в меньшем формате и ксилография была заменена на гравюры по металлу.

Как заявил в 1655 году амстердамский издатель, было отпечатано по меньшей мере пятьдесят тысяч экземпляров «Брака». Если это так, это действительно невероятное количество для того периода, потому что общий уровень грамотности был низким. Книга Кэтса разделена на шесть глав или разделов , каждый из которых соответствует определенному периоду жизни женщины: «Девичество», «Нежная дружба», «Невеста», «Домохозяйка», «Мать» и «Вдова».

Учитывая то, что было выпущено большое количество книг Кэтса и других моралистов, кажется правдоподобным, что по крайней мере некоторые читатели в той или иной степени следовали их подробным советам. Тем не менее, мы должны иметь в виду, что это книги дают идеальное представление о браке и семейной жизни, сопутствующих обязательств и обязанностей, и ни одна из них никак не могла отразить сложные реалии и практику повседневной жизни в семнадцатом веке. В любом случае, параллели между описанием идеального домашнего быта и изображением тех же самых идеалов в живописи того времени совершенно поразительны.

Чтобы понять, как зрители семнадцатого века воспринимали голландские картины, изображающие матерей и их отпрысков, мы должны познакомиться с тем, как понимали в то время детство, как это рассматривали теории образования и рекомендации, разбросанные в литературе о семье. В книге Кэтса «Брак» материнству и детству посвящена пятая глава. В этой главе его советы для будущих мам начинаются с брачного ложа, где, предупреждает он, отношения должны быть целомудренными и умеренными, чтобы обеспечить здоровое потомство.

Представления Кэтса о продолжении рода, характерные для европейцев того времени, покажутся странными для современного читателя. Он предупреждает своих читателей о потенциальных опасностях беременности. В одном из пассажей он абсолютно серьезно советует женщинам избегать воображать монстров - он использует термин "уроды" - во время беременности, поскольку последствия для еще не родившегося ребенка могут быть катастрофическими. Кроме того, они должны были быть внимательны, чтобы не пугаться животных.

В основе мышления Кэтса, а также некоторых ведущих медицинских светил того времени было убеждение, что внезапные страхи или слишком живое воображение беременной могут на самом деле быть причиной физических отклонений ее потомства. Так, причиной рождения в Гааге в 1660-х годах однорукого ребенка называли испуг во время беременности, когда наглый нищий ткнул в лицо будущей матери свою изувеченную руку.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики