Питер де Хох Влияние литературы (продолжение)


Вэйн Фрэнитс



Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Влияние литературы (продолжение)


Если оставить в стороне вопросы о потенциальной опасности беременности, даже случайное чтение «Брака» Кэтса, а также трудов его единомышленников - моралистов, пасторов и врачей – свидетельствует о том, что европейцы того времени в массе верили, что дети - подарки Всевышнего. Означало ли это что они были изначально грешны или чисты, зависело от религиозной принадлежности, но все комментаторы считали их очень впечатлительными, навсегда сохраняющими то, что они усвоили в самом начале, будь то добродетель или порок. Следовательно, воспитание безоговорочно принимается в качестве средства для формирования хорошего поведения. 


Теорию превосходства воспитания над природным инстинктом в развитии надлежащего поведения детей, пожалуй, наиболее лаконично сформулировал Кэтс: "Верьте этому! В нежных умах (т. е., в умах детей) воспитание может преодолеть природу "

Идеальные места для обучения детей - церковь и школа; однако, эту важную заботу необходимо выполнять, в основном, в домашних условиях. Протестанты, которые исчерпывающе осветили эту тему, следовали за классической и гуманистической мыслью, в соответствии с которой дом должен быть основой, на которой зиждется общество - микрокосме государства в целом - и, следовательно, наиболее эффективным средством в достижении его морального и духовного преобразования. Поэтому они призывали родителей превратить свои семьи в то, что голландцы называют Kleyne kercken (небольшие церкви), ориентированные на изложенные в Писании этические ценности и предназначенные для обслуживания членов семьи и для служения Богу, а самое главное - для воспитания благочестивых отпрысков.

Концепция воспитания детей, изложенная в литературе того времени является безусловно идеалистической. Невозможно определить степень влияния этих идеалов на семейную жизнь в семнадцатом веке. Педагогический опыт, вероятно, отличался в разных местностях, социальных группах и даже отдельных семьях. 

Степень, в которой родители следовали советам моралистов и священников, должна была прямо зависеть от их собственного уровня религиозности и набожности. Но вполне вероятно, что по крайней мере некоторые дети были воспитаны в строгом соответствии с принципами, установленными Кэтсом и другими.

Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнской уход из-за его особых физических и психологических преимущества как для матери, так и для ребенка. 

В те времена считалось, что грудное молоко - это кровь, побелевшая в груди; другими словами, это была та же незаменимая жидкость, которой младенец питается в утробе. Надпись на гравюре Хендрика Бэри, изображающей кормящую мать (рисунок 37) отражает эт поверье. В ней говорится, что хотя кормление грудью обременительно для матери, горячая потребность ребенка в ее крови служит ей утешением.

Гравюра "Женщина кормит младенца грудью"
Хендрик Бэри, Женщина кормит младенца грудью
Рис. 37. Хендрик Бэри, Женщина кормит младенца грудью


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики