Питер де Хох Влияние литературы (продолжение)
Вэйн Фрэнитс
Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд
Влияние литературы (продолжение)
Если оставить в стороне вопросы о потенциальной опасности беременности, даже случайное чтение «Брака» Кэтса, а также трудов его единомышленников - моралистов, пасторов и врачей – свидетельствует о том, что европейцы того времени в массе верили, что дети - подарки Всевышнего. Означало ли это что они были изначально грешны или чисты, зависело от религиозной принадлежности, но все комментаторы считали их очень впечатлительными, навсегда сохраняющими то, что они усвоили в самом начале, будь то добродетель или порок. Следовательно, воспитание безоговорочно принимается в качестве средства для формирования хорошего поведения.
Теорию превосходства воспитания над природным инстинктом в развитии надлежащего поведения детей, пожалуй, наиболее лаконично сформулировал Кэтс: "Верьте этому! В нежных умах (т. е., в умах детей) воспитание может преодолеть природу "
Идеальные места для обучения детей - церковь и школа; однако, эту важную заботу необходимо выполнять, в основном, в домашних условиях. Протестанты, которые исчерпывающе осветили эту тему, следовали за классической и гуманистической мыслью, в соответствии с которой дом должен быть основой, на которой зиждется общество - микрокосме государства в целом - и, следовательно, наиболее эффективным средством в достижении его морального и духовного преобразования. Поэтому они призывали родителей превратить свои семьи в то, что голландцы называют Kleyne kercken (небольшие церкви), ориентированные на изложенные в Писании этические ценности и предназначенные для обслуживания членов семьи и для служения Богу, а самое главное - для воспитания благочестивых отпрысков.
Концепция воспитания детей, изложенная в литературе того времени является безусловно идеалистической. Невозможно определить степень влияния этих идеалов на семейную жизнь в семнадцатом веке. Педагогический опыт, вероятно, отличался в разных местностях, социальных группах и даже отдельных семьях.
Идеальные места для обучения детей - церковь и школа; однако, эту важную заботу необходимо выполнять, в основном, в домашних условиях. Протестанты, которые исчерпывающе осветили эту тему, следовали за классической и гуманистической мыслью, в соответствии с которой дом должен быть основой, на которой зиждется общество - микрокосме государства в целом - и, следовательно, наиболее эффективным средством в достижении его морального и духовного преобразования. Поэтому они призывали родителей превратить свои семьи в то, что голландцы называют Kleyne kercken (небольшие церкви), ориентированные на изложенные в Писании этические ценности и предназначенные для обслуживания членов семьи и для служения Богу, а самое главное - для воспитания благочестивых отпрысков.
Концепция воспитания детей, изложенная в литературе того времени является безусловно идеалистической. Невозможно определить степень влияния этих идеалов на семейную жизнь в семнадцатом веке. Педагогический опыт, вероятно, отличался в разных местностях, социальных группах и даже отдельных семьях.
Степень, в которой родители следовали советам моралистов и священников, должна была прямо зависеть от их собственного уровня религиозности и набожности. Но вполне вероятно, что по крайней мере некоторые дети были воспитаны в строгом соответствии с принципами, установленными Кэтсом и другими.
Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнской уход из-за его особых физических и психологических преимущества как для матери, так и для ребенка.
Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнской уход из-за его особых физических и психологических преимущества как для матери, так и для ребенка.
В те времена считалось, что грудное молоко - это кровь, побелевшая в груди; другими словами, это была та же незаменимая жидкость, которой младенец питается в утробе. Надпись на гравюре Хендрика Бэри, изображающей кормящую мать (рисунок 37) отражает эт поверье. В ней говорится, что хотя кормление грудью обременительно для матери, горячая потребность ребенка в ее крови служит ей утешением.
Комментарии
Отправить комментарий