Питер де Хох. Последние годы в Дельфте



Вэйн Фрэнитс 

Питер де Хох

Женщина готовит мальчику бутерброд



Последние годы в Дельфте

В последние годы де Хоха в в Делфте он написал несколько очаровательных полотен. Одно из них - «Спальня» (рисунок 17). Название работы на самом деле неточное, потому что такие спальни, а именно альковы, в то время начинали входить в быт Европы и были только у самых богатых домовладельцев.

На этом полотне женщина сняла простыню с кровати в алькове, по-видимому, чтобы освежить, проветрить. На нее смотрит ангельское существо с мячом в руке, ребенок только что вошел в убранную комнату - еще держит ручку двери. 

 Рядом со стоящим на пороге ребенком – изразцы (дельфтская плитка), выложенные на стене; художник гениально использовал плитки с изображенными на них детскими играми. 

«Спальня», как и многие последние картины де Хоха, написанные в Дельфте, полностью раскрывает его талант возвышения казалось бы обыденных сцен до уровня великого искусства с помощью умелого использования перспективы и света.

Женщина и девочка в комнате, женщина готовит постель
Рис. 17. Питер де Хох, Спальня
Рис. 17. Питер де Хох, Спальня,  1658, 51х60 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Фото с сайта  https://commons.wikimedia.org/ 


Потоки света в этом полотне падают с двух сторон: из окна на левой стене и из открытой входной двери в жилище. Свет с многообразными оттенками отражается по всей комнате, создавая мягкую подсветку многочисленных поверхностей, начиная от терракотового пола в спальне и гладкого мраморного пола на входе до кремовой стены, смежной с окном слева, через которое можно видеть сложную и рассеянную игру отраженных пятен. Даже шелковистые волосы маленького игрока в мяч, кажется, растворяются под пронизывающими лучами света. 

Эти составляющие работают вместе с непревзойденным де хоховским изображением пространства, которое опять содержит вид в альков. Передача объема в этой картине, конечно, зависит от применения художником линейной перспективы, но это усиливается тонкими и сложными перепадами света и тени.

К концу пребывания де Хоха в Дельфте его искусство достигло новых высот. Со времени его несколько скромного дебюта, касающегося солдатской темы, он превратился в талантливого живописца домашних сценок, чье необычайно мастерство перспективы и точное (при некоторой скупости палитры) изображение освещения, текстуры и бытовых мелочей были рассчитаны на взыскательных покупателей. 

Но несколькими годами раньше, без сомнения влекомый потенциальными коммерческими возможностями других мест, де Хох уже решил пойти по стопам ряда его коллег, которые покинули Дельфт в поисках лучшей жизни. Он переехал в Амстердам вместе с женой и двумя маленькими детьми в 1660 или, возможно, в начале 1661, где он впервые был зарегистрирован в апреле 1661 года. В 1664 году Де Хох вступил в гильдию художников в Гааге, так что он мог продавать свои работы там, и у него должны были быть клиенты в других городах.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики