Питер де Хох. Дельфтские дворики

Вэйн Фрэнитс  

 Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Дельфтские дворики

Дворы были неотъемлемой чертой голландской архитектуры и устраивались в средине дома или позади него. Дома в голландских городах обычно строились близко друг к другу на длинных, узких участках, и одним из их назначений было обеспечить освещение комнат. Несмотря на свойственное де Хоху включение в задний план хорошо знакомых построений, его картины не просто копируют существующие дворы. Таким образом, изображения дворов и происходящих во дворах сценок - умелое сочетание непосредственных впечатлений от увиденного в ближайшем окружении с общепринятыми живописными приемами.

Группа людей слушает проповедь в Старой кирхе Дельфта

Рис.13. Эммануэль де Витте, Проповедь в Старой кирхе Дельфта 


Поскольку де Хох фоном своих картин брал изображение существующих зданий, стоит отметить, что около 1650 Дельфт стал важным центром живописи, фиксирующей городскую архитектуру и городской пейзаж (рисунок 13); логично предположить, что такой подход в какой-то мере вдохновлялся дополнением де Хохом известных объетов архитектуры в свои картины с изображением видов города. Тем не менее, благодаря непревзойденному мастерству де Хоха, второй план, кажущийся правдоподобным, на самом деле - вымышлен. Действительно, художник часто менял расположение изображаемых зданий в соответствии со своим эстетическим ощущением, и заходил в этом настолько далеко, что размещал здания близко одно к другому, хотя на самом деле они были разделены большим расстоянием.

Две женщины во дворе, одна стоит, другая сидит и прядет
Рис. 14. Питер де Хох, «Вечерний дворик в Дельфте, пряха», 
Рис. 14. Питер де Хох, «Вечерний дворик в Дельфте, пряха», 

Вечерний двор в Дельфте: «Вечерний дворик в Дельфте, пряха» (рис.14) представляет пример картин де Хоха такого рода. Две женщины за домашней работой в кирпичном дворе, залитом солнечным светом. Как и в интерьерных сценах, художник воспроизвел множество деталей вместе с эффектами света и тени на них. Рассмотрим, например, искусное изображение засохшей грязи, неотесанных досок забора, игру света на черепичных крышах за пределами двора, и наконец, (но, безусловно, не в последнюю очередь) впечатляют кирпичная кладка, швы и остатки штукатурки на стене справа. Выступающие башни Новой церкви и контур ратуши на заднем плане изображены с большой точностью, и в этом случае они расположены, как в действительности.

Де Хох применил то же сложное расположение предметов, найденное в интерьерных сценах, к построению его дворовых картин. Это привело к живописи с ярко выраженным архитектоническим качеством, черты всех работ Де Хоха, которую мы видим у многих художников Дельфта. Совершенное владение сложной перспективой было, вероятно, воспринято современниками как исключительная особенность школы живописи Дельфта, включая непревзойденное мастерство и городские мотивы, которые зачастую используются как декорация

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох , Воспитание детей