Питер де Хох. Дельфтские дворики

Вэйн Фрэнитс  

 Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд

Дельфтские дворики

Дворы были неотъемлемой чертой голландской архитектуры и устраивались в средине дома или позади него. Дома в голландских городах обычно строились близко друг к другу на длинных, узких участках, и одним из их назначений было обеспечить освещение комнат. Несмотря на свойственное де Хоху включение в задний план хорошо знакомых построений, его картины не просто копируют существующие дворы. Таким образом, изображения дворов и происходящих во дворах сценок - умелое сочетание непосредственных впечатлений от увиденного в ближайшем окружении с общепринятыми живописными приемами.

Группа людей слушает проповедь в Старой кирхе Дельфта

Рис.13. Эммануэль де Витте, Проповедь в Старой кирхе Дельфта 


Поскольку де Хох фоном своих картин брал изображение существующих зданий, стоит отметить, что около 1650 Дельфт стал важным центром живописи, фиксирующей городскую архитектуру и городской пейзаж (рисунок 13); логично предположить, что такой подход в какой-то мере вдохновлялся дополнением де Хохом известных объетов архитектуры в свои картины с изображением видов города. Тем не менее, благодаря непревзойденному мастерству де Хоха, второй план, кажущийся правдоподобным, на самом деле - вымышлен. Действительно, художник часто менял расположение изображаемых зданий в соответствии со своим эстетическим ощущением, и заходил в этом настолько далеко, что размещал здания близко одно к другому, хотя на самом деле они были разделены большим расстоянием.

Две женщины во дворе, одна стоит, другая сидит и прядет
Рис. 14. Питер де Хох, «Вечерний дворик в Дельфте, пряха», 
Рис. 14. Питер де Хох, «Вечерний дворик в Дельфте, пряха», 

Вечерний двор в Дельфте: «Вечерний дворик в Дельфте, пряха» (рис.14) представляет пример картин де Хоха такого рода. Две женщины за домашней работой в кирпичном дворе, залитом солнечным светом. Как и в интерьерных сценах, художник воспроизвел множество деталей вместе с эффектами света и тени на них. Рассмотрим, например, искусное изображение засохшей грязи, неотесанных досок забора, игру света на черепичных крышах за пределами двора, и наконец, (но, безусловно, не в последнюю очередь) впечатляют кирпичная кладка, швы и остатки штукатурки на стене справа. Выступающие башни Новой церкви и контур ратуши на заднем плане изображены с большой точностью, и в этом случае они расположены, как в действительности.

Де Хох применил то же сложное расположение предметов, найденное в интерьерных сценах, к построению его дворовых картин. Это привело к живописи с ярко выраженным архитектоническим качеством, черты всех работ Де Хоха, которую мы видим у многих художников Дельфта. Совершенное владение сложной перспективой было, вероятно, воспринято современниками как исключительная особенность школы живописи Дельфта, включая непревзойденное мастерство и городские мотивы, которые зачастую используются как декорация

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера