Питер де Хох. Годы в Дельфте



Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits) 

Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд" 



Годы в Дельфте



Ранние картины де Хоха, ни одна из которых не датирована, завершены, видимо, в начале 1650-х годов. Тогда он выполнил несколько полотен с солдатами, включая «Два солдата, служанка и трубач». Здесь два солдата (что они солдаты – можно определить по их одежде и экипировке) и улыбающаяся молодая служанка, которая их обслуживает. Один из них с большим бокалом пива поднимает в ее честь тост в благодарность за пиво. Судя по его хитрому выражению лица, он пользуется этой возможностью, чтобы поглазеть на нее. Элегантно одетый трубач трубит у входа, а в дальнем правом углу можно увидеть других солдат. Место действия картины – амбар, скорее всего, в сочетании с деревенской таверной: видно заполненный сеновал и лошадь позади служанки. Может быть, это ветхое строение служит временной солдатской казармой.



Казарменная сценка  - в амбаре солдат обслуживает девица
Питер де Хох, Два солдата, служанка и трубач

Рис.3. Питер де Хох, «Два солдата, служанка и трубач», около 1650-55, холст, масло, 76х66 см, музей искусств, Цюрих, Швейцария


Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons


Картины этого типа, которые якобы представляют повседневную жизнь, сегодня обычно называют жанровой живописью[1]. Голландские зрители семнадцатого века, однако, использовали исключительно образные названия для классификации таких произведений. Таким образом, картина Де Хоха квалифицировалась бы его зрителями-современниками как Kortegaard («казарменная», "караулка" - голландский термин, производный от французского «Кордегардия»).



Голландская жанровая живопись очень разнообразна, но широта отображенного в картинах мала в сравнении потенциальными возможностями. На удивление ограниченное число тем, наряду с повторением определенных стилей и мотивов и очень условной манерой, используется постоянно (и часто несколькими поколениями художников).


Казарменная сценка Питера Джекобса Кодде
Питер Джекобс Кодде, Караулка

Рис. 4. Pieter Jacobs Codde, Караулка, Дрезден, галерея старых мастеров

Фото https://books.google.co.il/books


Казарменная сценка Антони Паламедеша
Паламедеш, Караулка


Рис. 5. Antonie Palamedesz, Караулка, Нью-Йорк

Фото https://books.google.co.il/books


Краткий анализ изобразительных источников картины «Два солдата, служанка и трубач» (рис. 4 и рис.5) легко подтверждает надуманный характер таких жанровых работ. Картина де Хоха во многом обязана тому образу солдат, который был рожден предшествующим поколением голландских живописцев. Европейцы того времени считали всех солдат (в отличие от офицеров) социально опасными и по своей сути неуправляемыми, и два художника из Амстердама, Питер Кодд (Pieter Jacobs Codde) (1599-1678) и Вильгельм Дойстер (Willem Duyster) (ок. 1599-1635) в конце 1620-х годов и в 1630-х годах писали сцены с разгульными, скандальными солдатами. Очень часто эти два художника изображали грубо пристающих (к женщинам) солдат, например, как в «Караулке» Кодда (рис. 4), это же мы видим в живописи де Хоха. Обзор этих ранних работ делает очевидным то, что живопись молодого художника скорее отражает сложившуюся традицию, чем собственные впечатления от пехотинцев на досуге (скорее всего, он не мог это видеть: очень мало войск было расквартировано в густонаселенных городках западных Нидерландов, где работал де Хох).



Мотивы, более близкие по тематике к картинам де Хоха, можно найти в работе дельфтского жанриста Антония Паламедеша (Anthonie Palamedesz) (рис. 5) и, особенно, в полотнах Людольфа Де Джонга (Ludolf de Jongh), который был уроженцем Роттердама, как и де Хох, хотя был на тринадцать лет старше него. «Солдатское утро» Де Джонга (рис. 6), также середины 1650-х годов, представляет персонажей, аналогичных присутствующих в живописи де Хоха, в их числе хозяйка, неотесанные солдаты и даже трубач, едва различимый в проеме двери на заднем плане справа. Де Джонг и де Хох использовали похожую обстановку амбара с неглубокой перспективой, но интерьер де Хоха указывает на большее внимание художника к освещению и окружающей обстановке.


Казарменная сценка Людольфа де Жонга
Людольф де Жонг, Солдатское утро

Рис. 6. Людольф Де Жонг (Голландия, 1616-1658), «Солдатское утро», 1655-58, музей искусств Северной Каролины, США

Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ludolf_de_Jongh


Несколько картин Де Джонга когда-то приписывали де Хоху. Путаница в отношении их работ понятна, учитывая их решения перспективы, в частности, использование подобной компоновки. Хотя де Хох, в конечном итоге, оказался гораздо талантливее в изображении перспективы, влияние Де Джонга на земляка было основательным (нет документальных доказательств таких отношений, но старший мастер, возможно, был одним из учителей де Хоха).

Домашняя сценка Питера де Хоха с кормящей грудью женщиной и девочкой с собачкой на руках
Питер де Хох, Женщина с младенцем на коленях и маленький ребенок с собачкой

Рис. 7. Питер де Хох, «Женщина с младенцем на коленях и маленький ребенок», фонд искусства Авроры, Нью-Йорк, США

Фото: https://www.wga.hu/html_m/h/hooch/2/20hooch.html













Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Питер де Хох , Воспитание детей

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера