Питер де Хох. Начало

Картина голландского художника Питера де Хоха - домашняя сценка.
Питер де Хох, Женщина готовит мальчику бутерброд"
Рис. 1. Pieter de Hooch, A Woman Preparing Bread and Butter for a Boy, 66х53 см, 1660, J. Paul Getty Museum, Лос-АнжелесСША

http://www.getty.edu/art/collection/objects/733/pieter-de-hooch-a-woman-preparing-bread-and-butter-for-a-boy-dutch-about-1660-1663/

 Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits) 
Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд"

(перевод - Б. Рохленко)

Введение 

Глава 1. Питер де Хох. Его жизнь и развитие как художника

Глава 2. Питер де Хох и изображение семейной жизни в голландском искусстве

Глава 3. Питер де Хох и рынок картин с семейными сценами в Голландии

Примечания.

Введение

В тишине раннего утра заботливая мама намазывает хлеб для стоящего рядом сына, поза которого говорит о терпении и покорности. Художник, который нарисовал эту картину, уловил обычный момент повседневной жизни, проникся его почти священной сутью и увековечил его для потомков. Эта великолепная сцена заставляет зрителя чувствовать, как будто он (или она) вторгается в жизнь матери и сына, поглощенных их священным утренним ритуалом. Это ощущение, несомненно, усиливает поистине безупречный интерьер, в котором проиходит действие. Только один объект выделяется на блестящем полу: игрушка слева.

Эта довольно большая и девственно чистая комната как бы отделена от внешнего мира. Образное отображение этого мира - ярко освещенный вестибюль за комнатой, сквозь который видно дом с вывеской Schole (школа) . Кроме того, в густой тени большого окна на заднем плане просматривается нечеткий силуэт человека, скорее всего, отца семейства, мотив, который еще больше подчеркивает разделение пространства в картине. Картина блестяще передает атмосферу уюта, порядка и добродетели.

Картина «Женщина готовит мальчику бутерброд» была написана голландским художником Питером де Хохом (1629-1684) между 1661 и 1663 годами, вероятно, в его бытность в Дельфте, но более вероятно, когда он жил в Амстердаме. К сожалению, неизвестно, написал ли он эту картину по заказу или для свободной продажи. Однозначно, ничего неизвестно о ее ранней истории. Самое первое упоминание о картине появляется только в 1750 году в каталоге апрельского аукциона в Амстердаме, в котором она с восторгом описывается как «очень естественная и очень искусная».

Холст Музея Гетти является лишь одним из многих картин де Хоха, на которых изображены женщины и дети, занятые разными полезными делами. В общем, работа де Хоха, наряду с большим количеством аналогичных картин его коллег, вводит зрителя в безмятежный мир уюта добропорядочности, донося представление о скрытой за стенами домов жизни голландцев и их отношениях с детьми.

Книга прежде всего пытается дать ответы на некоторые вопросы, которые могут возникнуть у современных зрителей холста де Хоха. Кто был Питер де Хох? Что историки голландского искусства знают о его жизни, и в какой момент его карьеры была эта картина создана? Какое представление о повседневной жизни голландцев во время так называемого Золотого века можно почерпнуть, глядя на его картины? Что, например, картина рассказывает о жизни женщин в этот период? И что мы можем взять из них для воспитания детей сегодня? Не менее важно, какие ассоциации картина «Женщина готовит мальчику бутерброд» вызывала у зрителей семнадцатого века? И как картины этого типа продавались?

Первая глава книги рассматривает картины де Хоха в музее Гетти в связи с жизнью и творчеством художника, исследуя развитие стиля художника и влияние на него  других голландских художников. Глава вторая посвящена замыслу картины и рассматривает ее в широком контексте голландских понятий семнадцатого века о домашней атмосфере и воспитании детей. Как мы увидим, для голландских авторов того времени эти понятия были непреложными, следовательно, детали их сочинений важны, когда мы ищем оценку реакции современников на картины, подобные написанным де Хохом . Последняя глава связывает  картину «Женщина готовит мальчику бутерброд» и ее художественные образы с критериями рынка для такого искусства во времена де Хоха. Исследуя, как картины семейной жизни отражают изменения вкусов части заказчиков, которые в свою очередь повлияли на их предпочтения в покупке, мы можем связать эти картины непосредственно с социальным и культурным развитием в Нидерландах во второй половине семнадцатого века. В этой главе также будет подробно рассмотрен вопрос о том, насколько точно картины отражают жизнь в те времена.

В конце концов, хотя различные точки зрения, которые могут быть рассмотрены, могут усилить (и, возможно, развеять мифы) значимость картины де Хоха в ее оригинальном  контексте семнадцатого века, они не могут изменить - и действительно, не предназначены для изменения  - то, что посетителей музея Гетти больше всего радует в этой картине сегодня: ее завораживающую красоту.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики