Питер де Хох. От казармы к семье
Вэйн Фрэнитс
Женщина готовит мальчику бутерброд
Питер де Хох
От казарменных сцен к семейной идиллии
В течение 1650-х годов воинские сюжеты постепенно вытесняются из творчества де Хоха, появляются такие объекты, как дети, женщины и домработницы. В то же время его палитра и изображение пространства становятся более усложненными. Известно о шести подписанных им и датированных 1658 годом картинах (в числе других, которые могут быть датированы тем же временем), выполненных в Дельфте в этот плодотворный год. «Женщина с младенцем на коленях и маленький ребенок» - прекрасный этому пример. Жизнерадостная сценка: женщина с младенцем на коленях смотрит на смеющуюся дочь, которая прижимает к груди щенка, как бы изображая материнскую заботу о ребенке.
Кроме своего очаровательного исполнения, эта картин поражает искусным представлением интерьера. Многократно повторяемый Де Хохом эффект света, льющегося из окна, в задней комнате создает почти жуткое впечатление. Некоторые стекла как бы мерцают под ярким солнечным светом. Даже левая сторона портрета мужчины и верхняя часть досок полотна двери отражают поразительный блеск, который как бы скрадывает их форму и в то же время выделяет их составные части. Столь же сложная игра света наблюдается в ярких отблесках по краям некоторых плиток пола и на стене кремового цвета позади фигур. Исключение - правая сторона полотна, где стул и карта, прикрепленная к стене, едва просматриваются, потому что они покрыты чрезвычайно плотной тенью. Непревзойденная яркость картины дополняется и, несомненно, усиливается тем, как де Хох владеет сложной перспективой.
Прием художника использовать вид в другую комнату отражает это владение. В семнадцатом веке это называлось «doorsien», что буквально означает "видеть сквозь". Включение удаленного вида как способ расширения пространства имеет долгую историю в северо-европейском искусстве, что показывает нидерландская картина пятнадцатого века (рис. 8).
Рис. 8. Петрус Христус, Богоматерь с младенцем в домашней обстановке. |
Рис. 8. Петрус Христус (Фландрия, около 1410-1475/76)
«Богоматерь и младенец в домошней обстановке», 1460-1470, музей искусства Нельсона –Аткинса, Канзас-сити, Миссури, США
В то время, когда жил де Хох, такое впечатляющее изображение пространства стало обычным повсеместно. Оно наиболее часто встречается у художников из обширной части Нидерландов, теперь называемой Zuid Holland (Южная Голландия). Таким образом, де Хох мог видеть этот прием в картинах, выполненных художниками из таких городов, как Дордрехт (рис. 9), Лейден и его родной Роттердам. Кроме того, этот местный прием продолжал использоваться современниками де Хоха во Фландрии, особенно Гонзалесом Коку (Gonzales Coques) (рис.10).
Рис. 9. Николас Маес, Нерадивая служанка |
Рис. 9. Николас Маес (Голландия, 1634-1692), «Ленивая служанка», 1635, Национальная галерея искусств, Лондон, Англия
Гонзалес Кокус, Молодой учены и его жена , |
Рис. 10. Гонзалес Кокус (Фландрия, 1614/18-1684), «Молодой ученый и его жена»,
Рис. 11. Герард Терборх, Урок музыки |
Fig.11. Gerard ter Borch (Dutch, 1617-1681), The music Lesson, circa 1668, Los Angeles, J.Paul Getty Museum
Рис. 12. Питер де Хох, Женщина с девочкой в комнате |
Fig.12. Pieter de Hooch, Woman and Child in an Interior, circa 1658, Amsterdam, Rijksmuseum
Судя по большому проценту семейных тем в творчестве де Хоха и частое использование им определенных предметов и композиций, он явно стремился к финансовому успеху на рынке, созревшем для этого типа картин. Несомненно, что это те самые работы, которые помогли ему в свое время стать востребованным и быть таким до наших дней. Де Хох чаще всего отождествляется с изображениями дворов, типа изображения, который художник собственноручно разработал и популяризировал, по крайней мере, в двенадцати различных картинах, созданных во время его относительно короткого пребывания в Дельфте, и в некоторых других, выполненных после переезда в Амстердам.
Комментарии
Отправить комментарий