Питер де Хох. От казармы к семье

Вэйн Фрэнитс  

 Питер де Хох
Женщина готовит мальчику бутерброд


Питер де Хох


От казарменных сцен к семейной идиллии

В течение 1650-х годов воинские сюжеты постепенно вытесняются из творчества де Хоха, появляются такие объекты, как дети, женщины и домработницы. В то же время его палитра и изображение пространства становятся более усложненными. Известно о шести подписанных им и датированных 1658 годом картинах (в числе других, которые могут быть датированы тем же временем), выполненных в Дельфте в этот плодотворный год. «Женщина с младенцем на коленях и маленький ребенок» - прекрасный этому пример. Жизнерадостная сценка: женщина с младенцем на коленях смотрит на смеющуюся дочь, которая прижимает к груди щенка, как бы изображая материнскую заботу о ребенке.

Кроме своего очаровательного исполнения, эта картин поражает искусным представлением интерьера. Многократно повторяемый Де Хохом эффект света, льющегося из окна, в задней комнате создает почти жуткое впечатление. Некоторые стекла как бы мерцают под ярким солнечным светом. Даже левая сторона портрета мужчины и верхняя часть досок полотна двери отражают поразительный блеск, который как бы скрадывает их форму и в то же время выделяет их составные части. Столь же сложная игра света наблюдается в ярких отблесках по краям некоторых плиток пола и на стене кремового цвета позади фигур. Исключение - правая сторона полотна, где стул и карта, прикрепленная к стене, едва просматриваются, потому что они покрыты чрезвычайно плотной тенью. Непревзойденная яркость картины дополняется и, несомненно, усиливается тем, как де Хох владеет сложной перспективой.

Прием художника использовать вид в другую комнату отражает это владение. В семнадцатом веке это называлось «doorsien», что буквально означает "видеть сквозь". Включение удаленного вида как способ расширения пространства имеет долгую историю в северо-европейском искусстве, что показывает нидерландская картина пятнадцатого века (рис. 8).


На картине изображена богоматерь в домашнем интерьере
Рис. 8. Петрус Христус, Богоматерь с младенцем в домашней обстановке.

Рис. 8. Петрус Христус (Фландрия, около 1410-1475/76)
«Богоматерь и младенец в домошней обстановке», 1460-1470, музей искусства Нельсона –Аткинса, Канзас-сити, Миссури, США

В то время, когда жил де Хох, такое впечатляющее изображение пространства стало обычным повсеместно. Оно наиболее часто встречается у художников из обширной части Нидерландов, теперь называемой Zuid Holland (Южная Голландия). Таким образом, де Хох мог видеть этот прием в картинах, выполненных художниками из таких городов, как Дордрехт (рис. 9), Лейден и его родной Роттердам. Кроме того, этот местный прием продолжал использоваться современниками де Хоха во Фландрии, особенно Гонзалесом Коку (Gonzales Coques) (рис.10).

Картина изображает хозяйку, показывающую на спящую служанку
Рис. 9. Николас Маес, Нерадивая служанка

Рис. 9. Николас Маес (Голландия, 1634-1692), «Ленивая служанка», 1635, Национальная галерея искусств, Лондон, Англия

На картине - мужчина и женщина в семейной обстановке
 Гонзалес Кокус,  Молодой учены и его жена ,
Рис. 10. Гонзалес Кокус (Фландрия, 1614/18-1684), «Молодой ученый и его жена»,

Как это всегда было у лучших художников, де Хох не просто рабски подражал этим образцам. Вместо этого он соединил южноголландский подход к перспективе и интерьеру с четко выраженным натурализмом и усилением акцента на образы, которые, несомненно, были ему хорошо знакомы из работ известных современных ему таких жанристов таких, как Герард Терборх (Gerard ter Borch) (рис. 11) и Геррит Доу (Gerrit Dou) (рис.49). Питер К. Саттон (Peter C. Sutton), ведущий авторитет по де Хоху, прослеживает, как составляющие его картин умело сочетаются со сложными построениями перспективы, в которых они появляются. Нарочито аккуратные пространственные построения отражают и даже подчеркивают спокойные домашние сцены, которые в них происходят. Необычайно реалистичное представление фигур в «Женщине с ребенком, уткнувшимся в колени» просто заставляет нас (как дураков) поверить в то, что это было написано в реально существущем интерьере и что художник сам видел и маму и ее ребенка. Но характер картины, представляющей повседневность, обманчив благодаря превосходно выстроенным традиционным составляющим. В самом деле, еще одна картина художника, которая была написана примерно в то же время, изображает почти идентичный интерьер с очень похожим видом в еще одну комнату (рис. 12) .

Молодые мужчина и женщина занимаются музыкой
Рис. 11. Герард Терборх, Урок музыки
Fig.11. Gerard ter Borch (Dutch, 1617-1681), The music Lesson, circa 1668, Los Angeles, J.Paul Getty Museum

Женщина  передает девочке кувшин
Рис. 12. Питер де Хох, Женщина с девочкой в комнате 

Fig.12. Pieter de Hooch, Woman and Child in an Interior, circa 1658, Amsterdam, Rijksmuseum

Судя по большому проценту семейных тем в творчестве де Хоха и частое использование им определенных предметов и композиций, он явно стремился к финансовому успеху на рынке, созревшем для этого типа картин. Несомненно, что это те самые работы, которые помогли ему в свое время стать востребованным и быть таким до наших дней. Де Хох чаще всего отождествляется с изображениями дворов, типа изображения, который художник собственноручно разработал и популяризировал, по крайней мере, в двенадцати различных картинах, созданных во время его относительно короткого пребывания в Дельфте, и в некоторых других, выполненных после переезда в Амстердам.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики