Пост 87. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 2

Портреты в «Дельфтской школе»
Когда Бэк созерцал завтрак принца, его взгляд мог скользнуть по дельфтскому врачу Якобу ван Далену по прозвищу Валенсис (1571-1644, рис. 45а); врач обычно сидел за третьим столом,  или «столом избранных» (Валенсис также изображен на первом плане слева на картине Ван Миервельда «Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера», кат. № 45). 

В соответствии с обеденным протоколом голландского двора, датированным (по счастливому совпадению) 1624 годом, генерал-губернатор сидел во главе стола с гостями подобного ранга и капитаном гвардии. За вторым столом (или столом советников) были высшие чины двора и государства. За третьим и даже за вторым столом разговаривали преимущественно на французском, поскольку многие из королевской армии и двора были иностранными придворными, зачастую родом из Франции. Незнатные работники двора, за исключением гофмейстера за вторым столом, заполняли оставшиеся восемь столов в обеденном зале [5].

Если бы принцы Оранские остались в Дельфте, последствия этого для городской архитектуры были бы весьма значительными. Монастыри были бы отремонтированы, конюшни и казармы перестроены, дома очищены (включая дворики, показанные на картинах де Хоха, кат. № 27), город бы вышел за пределы городской стены. На изящное искусство это не повлияло настолько драматично, потому что для портретной живописи не было большой разницы между меценатами Гааги и Дельфта. Как отмечалось выше, дельфтские художники, такие как Ван Миервельд и Спиринг, были в положении намного худшем по сравнению с теми, кто жил в удалении от двора в Гааге, где богатые дома с непомерными претензиями встречались нечасто. Ведущие художники Дельфта были видными горожанами и были достаточно богаты, так что придворные покровители ездили к ним на поклон.

Естественно, это не относится к принцу: когда магистрат Дельфта получил заказ на первый портрет Морица в 1607 году (кат.№ 43), Ван Миервельд должен был поехать в Гаагу.  В том же году он стал любимым придворным художником и в течение следующих двадцати пяти лет получил множество заказов от голландского и богемского королевских дворов, от таких дипломатов, как сэр Дэдли Карлтон, и от знаменитых иностранных гостей. Он также написал множество портретов знати Дельфта, Гааги, Лейдена и других городов Голландии [6]. В 1625 году, после смерти принца он вступил в гильдию художников Гааги в связи с потерей должности художника двора (должность, при которой он не мог быть членом гильдии). Тем не менее, он практически немедленно получил статус придворного художника при Фредерике Хендрике.

Ван Миервельд родился в 1567 году в семье серебряных дел мастера Яна Михельса ван Миервельда (1528-1612), который жил на торговой площади [7]. В подростковом возрасте он два года практиковался в Утрехте у бывшего жителя Дельфта Антония Блокландта, после смерти которого в 1583 году Ван Миервельд вернулся домой. В 1587 году он вступает в гильдию художников, а в 1589, будучи двадцатидвухлетним, становится одним из ее руководителей [8]. 

Очень мало известно о его ранних работах, за исключением мифологической композиции 1588 года, упомянутой в главе 2 (рис. 39). Тем не менее, Карел ван Мандерс в своей биографии хвалит художника как «выдающегося среди других, по меньшей мере, в той же области»; он перечисляет среди его моделей «бургомистра Дельфта Герита Янца, ван дер Эйка с женой и детьми», различных пивоваров Дельфта, пару амстердамских коллекционеров, и «принцессу Оранскую [вероятно, Луизу де Колиньи, вдову Вильгельма Молчаливого] и других знатных людей и их детей, портреты которых находятся в частных руках».

В конечном счете, как говорит Ван Мандер, он стал настолько уважаемым, «что его очень часто приглашал к себе герцог Альберт [герцог Альберт Австрийский, покровитель Рубенса],  который гарантировал ему свободу вероисповедания и отсутствие ограничений». Кроме того, он также «непревзойденный мастер в изображении кухонь с разнообразными принадлежностями... но он с трудом находит время для того, чтобы писать что-то, кроме портретов, которых у него великое множество, хотя у него есть сильное желание писать обнаженную натуру» (как на рис. 39) [9].

Когда Ван Миервельд начинал свою карьеру как портретист (вероятно, во второй половине 1580 – х годов), в Дельфте было два старейших специалиста: Якоб Виллемс Дельфф (около 1550-1601), уроженец Гауды, который прибыл в Дельфт в 1582 году, и Херман ван дер Маст (около 1550-1610), который родился  в Ден Бриле, но начал свою деятельность в Дельфте  в 1579 году. 

Ван дер Маст учился с Франсом Флорисом в Антверпене, и после этого большую часть 1570-х годов работал как исторический художник во Франции, где, по слухам, стал знаменитым. На сегодня известны только два неоконченных портрета (датировка 1587 и 1589) в государственном музее в Антверпене. 

Дельфф – более известная личность. Его сохранившиеся работы: неоконченный портрет (1581) и картина с гражданской гвардией (1592) во дворце принца в Дельфте, автопортрет с семьей художника (около 1590) (рис. 43); очаровательный портрет двухлетнего мальчика (1581), и портрет бургомистра Дельфта Паулюса Корнелиса ван Берестайна в государственном музее в Антверпене (рис. 219) [10].


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики