Пост 87. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 2
Портреты в «Дельфтской школе»
Когда Бэк
созерцал завтрак принца, его взгляд мог скользнуть по дельфтскому врачу Якобу
ван Далену по прозвищу Валенсис (1571-1644, рис. 45а); врач обычно сидел за
третьим столом, или «столом избранных»
(Валенсис также изображен на первом плане слева на картине Ван Миервельда «Урок
анатомии доктора Виллема ван дер Меера», кат. № 45).
В соответствии с обеденным
протоколом голландского двора, датированным (по счастливому совпадению) 1624
годом, генерал-губернатор сидел во главе стола с гостями подобного ранга и
капитаном гвардии. За вторым столом (или столом советников) были высшие чины
двора и государства. За третьим и даже за вторым столом разговаривали преимущественно
на французском, поскольку многие из королевской армии и двора были иностранными
придворными, зачастую родом из Франции. Незнатные работники двора, за
исключением гофмейстера за вторым столом, заполняли оставшиеся восемь столов в
обеденном зале [5].
Если бы принцы
Оранские остались в Дельфте, последствия этого для городской архитектуры были
бы весьма значительными. Монастыри были бы отремонтированы, конюшни и казармы
перестроены, дома очищены (включая дворики, показанные на картинах де Хоха,
кат. № 27), город бы вышел за пределы городской стены. На изящное искусство это
не повлияло настолько драматично, потому что для портретной живописи не было
большой разницы между меценатами Гааги и Дельфта. Как отмечалось выше,
дельфтские художники, такие как Ван Миервельд и Спиринг, были в положении
намного худшем по сравнению с теми, кто жил в удалении от двора в Гааге, где
богатые дома с непомерными претензиями встречались нечасто. Ведущие художники
Дельфта были видными горожанами и были достаточно богаты, так что придворные
покровители ездили к ним на поклон.
Естественно,
это не относится к принцу: когда магистрат Дельфта получил заказ на первый
портрет Морица в 1607 году (кат.№ 43), Ван Миервельд должен был поехать в
Гаагу. В том же году он стал любимым
придворным художником и в течение следующих двадцати пяти лет получил множество
заказов от голландского и богемского королевских дворов, от таких дипломатов,
как сэр Дэдли Карлтон, и от знаменитых иностранных гостей. Он также написал
множество портретов знати Дельфта, Гааги, Лейдена и других городов Голландии [6].
В 1625 году, после смерти принца он вступил в гильдию художников Гааги в связи
с потерей должности художника двора (должность, при которой он не мог быть
членом гильдии). Тем не менее, он практически немедленно получил статус
придворного художника при Фредерике Хендрике.
Ван Миервельд
родился в 1567 году в семье серебряных дел мастера Яна Михельса ван Миервельда
(1528-1612), который жил на торговой площади [7]. В подростковом возрасте он
два года практиковался в Утрехте у бывшего жителя Дельфта Антония Блокландта,
после смерти которого в 1583 году Ван Миервельд вернулся домой. В 1587 году он
вступает в гильдию художников, а в 1589, будучи двадцатидвухлетним, становится
одним из ее руководителей [8].
Очень мало известно о его ранних работах, за
исключением мифологической композиции 1588 года, упомянутой в главе 2 (рис.
39). Тем не менее, Карел ван Мандерс в своей биографии хвалит художника как
«выдающегося среди других, по меньшей мере, в той же области»; он перечисляет
среди его моделей «бургомистра Дельфта Герита Янца, ван дер Эйка с женой и
детьми», различных пивоваров Дельфта, пару амстердамских коллекционеров, и
«принцессу Оранскую [вероятно, Луизу де Колиньи, вдову Вильгельма Молчаливого]
и других знатных людей и их детей, портреты которых находятся в частных руках».
В конечном счете, как говорит Ван Мандер, он стал настолько уважаемым, «что его
очень часто приглашал к себе герцог Альберт [герцог Альберт Австрийский,
покровитель Рубенса], который
гарантировал ему свободу вероисповедания и отсутствие ограничений». Кроме того,
он также «непревзойденный мастер в изображении кухонь с разнообразными
принадлежностями... но он с трудом находит время для того, чтобы писать что-то,
кроме портретов, которых у него великое множество, хотя у него есть сильное
желание писать обнаженную натуру» (как на рис. 39) [9].
Когда Ван
Миервельд начинал свою карьеру как портретист (вероятно, во второй половине
1580 – х годов), в Дельфте было два старейших специалиста: Якоб Виллемс Дельфф
(около 1550-1601), уроженец Гауды, который прибыл в Дельфт в 1582 году, и
Херман ван дер Маст (около 1550-1610), который родился в Ден Бриле, но начал свою деятельность в
Дельфте в 1579 году.
Ван дер Маст учился
с Франсом Флорисом в Антверпене, и после этого большую часть 1570-х годов
работал как исторический художник во Франции, где, по слухам, стал знаменитым. На
сегодня известны только два неоконченных портрета (датировка 1587 и 1589) в
государственном музее в Антверпене.
Дельфф – более известная личность. Его
сохранившиеся работы: неоконченный портрет (1581) и картина с гражданской
гвардией (1592) во дворце принца в Дельфте, автопортрет с семьей художника
(около 1590) (рис. 43); очаровательный портрет двухлетнего мальчика (1581), и портрет
бургомистра Дельфта Паулюса Корнелиса ван Берестайна в государственном музее в
Антверпене (рис. 219) [10].
Комментарии
Отправить комментарий