Пост 86. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 1
Ни одно из
драматических событий, произошедших в Дельфте в шестнадцатом столетии – пожар,
чума, война, спад экономики, религиозные бунты и так далее – не сказались столь
заметно в будущем, как то, что не
произошло в 1575 году и в других случаях, несмотря на усилия отцов города.
Дом Оранского-Нассау не
сделал Дельфт своей резиденцией. Даже сановники, которые надеялись на такую
почесть и которые в 1570-х и начале 1580-х годов были бы горды быть соседями
Вильгельма Молчаливого (рис. 4-2) по Старой кирхе, не могли себе представить,
как бы изменился характер и вид города, если бы не трагическое убийство
Вильгельма, и если бы принц остался в городе и руководил войной против Испании.
Аристократические семьи Дельфта, за исключением некоторых, самых старейших и
мудрейших, не погли предвидеть, как могло измениться их благополучное
существование и их влияние на городские дела – в большинстве случаев оно свелось
бы до минимума, - если бы старший сын Вильгельма Мориц не обосновался в
кварталах правительственных зданий в Гааге в 1585 году.
В то время большинство
граждан Дельфта ощущали это как снижение статуса («потерю лица» - так в
тексте – прим. перев.) и потерю надежды на какие-то высокие должности.
Семнадцатилетний будущий принц Оранский был поставлен номинальным главой
государственного совета в августе 1584 года, а в ноябре 1585 года –
штатгальтером Голландии и Зеландии. И все-таки семья принца (по мнению графа
Лейчестера, который был генерал-губернатором
Объединенных провинций в 1585-1587 годах) была «необычайно бедна и не
рассматривалась всерьез Штатами» [1]. Они были скорее покровителями искусства,
чем правителями. Фабрика Франсуа Спиринга в Дельфте, к примеру, поставила
несколько комплектов гобеленов Генеральным Штатам для собственных нужд, а
больше – как посольские подарки [2].
Тем не менее, в
1620-х годах Мориц построил и украсил кварталы губернатора, короля и королевы
Богемии, поселившихся в Гааге; около 1200 придворных, дипломатов и обслуги были
размещены в зданиях двора и правительства. Школьный учитель Давид Бэк записал в
своем дневнике, что 30 марта 1624 года он со своим другом провели час,
«наблюдая за обедом принца Оранского», то есть, они были на ритуале обеда на
публике, который в следующее десятилетие усложнился и стал объектом картин
художников Гааги и Дельфта (см. рис. 92).
Пятью неделями позднее (6 мая) Бэк
наблюдал за обедом короля и королевы Богемии с герцогом Брюнсвиком,
сервированном дельфтским серебром (что ему и запомнилось) [3].
Принц Мориц, а
особенно его младший брат и преемник на посту штатгальтера Фредерик Хендрик
(1584-1647, кат.№№ 43, 44) прекрасно усвоили важность пышности и великолепия в
государственном управлении.
Ни иностранные дворы, ни Генеральные Штаты не
восприняли бы их без этого. Это было существенно не только для дипломатии, но и
для ощущения национальной самоидентификации. Таким образом, звание «Отец
Родины» передалось от первого принца Оранского к его преемникам,
генерал-губернаторам, несмотря на то, что в республиканских ушах оно отзывалось
патернализмом.
Принц, его резиденция, его усыпальница (см. кат. № 37)
представляли его страну, его народ; это то, что требовало меньше объяснений в
Лондоне, втором месте проведения выставки, чем в первом (Нью-Йорке – прим.
перев.) [4].
Комментарии
Отправить комментарий