Пост 57. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года Вальтер Лидтке 3

Эти факты помогают понять, почему Вермеер выборал этот объект для своей замечательной картины (рис. 23). Два самых выделяющихся здания – это шлюз на реке Ши, с часами на фронтоне с видом на юг (к зрителю) и шлюз Роттердама (Роттердамские ворота) справа. Этот вид – самый впечатлсющий, самый живописный в Дельфте, и Вермеер усиливает это ощущение, воспроизводя тихий воскресный полдень (Воскресный – потому что на канале нет движения. Прим. перев.). 

Обычно треугольная гавань (или Колк, справа на рис. 344) [5] была оживленной, что показано с другой точки на рисунке Яна де Бишопа (Jan de Bisschop) (кат.№ 99, та же набережная видна на картине Вермеера слева на заднем плане), и на ветреном пейзаже Людольфа Бакузейна с видными вдали Роттердамскими воротами и башнями церквей в низовье Ши (рис. 24; это «широкая и просторная река», которая продолжается за картиной Вермеера справа внизу) [6].

Для современных зрителей и неопытных современников (Вермеера), таких как Пепис, «Вид Дельфта», если можно так выразиться, изображал скромненький вход в небольшой очаровательный городок «с мостами и реками на каждой улице» [7]. Но для жителей Дельфта это было важное место – выход в другие города и другие страны: через Ши и Маас (рис. 5) во Фландрию, Брабант, Францию, Англию, а в конечном счете – в любую точку мира.

Для семнадцатого века такая точка зрения не будет преувеличением хотя бы потому, что Дельфт был родным домом таких покорители морей, как адмирал Пит Хайн (1578-1629) и адмирал Мартен Харпертсзон Тромп (1598-1653), а также Ост-Индской компании. 

Усыпальница Хайна в главном нефе Старой кирхи занимает особое место в большом количестве картин дельфтских художников, датированных началом 1650-х годов (см. рис. 117). Большие флаги, висящие над монументом, - трофеи, которые адмирал захватил в Карибском море и в морях вдоль побережья Южной Америки (см. рис. 222). 

Хайн водил караваны Ост-Индской компании, но эти плавания на Восток не были спокойнее. В 1602-1680 годах Ост-Индская компания в Дельфте отправила в плавание восемьдеся два корабля водоизмещением от ста до шестисот тонн. 

Управление компанией держало малые суда на набережной к западу от шлюза Ши (справа на рисунке Де Бишопа, кат. № 99); эти суда брали грузы с приходящих с Востока кораблей и развозили их по складам Дельфта [8].


Благодаря растущей экономике и относительной изоляции к северу от Рейна и Мааса (граница по морю - прим. перев.) Голландия могла вести независимый политический курс с четырнадцатого столетия и до сегодняшнего дня. 

Черная смерть 1348 года (эпидемия чумы – прим. перев.) мало повлияла на Голландию, ее народонаселение и количество жителей городов продолжали расти. К примеру, в 1470-х годах 45% из 275 000 человек, населяющих Голландию, жили в городах и крупных населенных пунктах, в то время только треть из миллиона (или около того) жителей Фландрии и Брабанта проживали в городских условиях. 

Южные Нидерланды оставались более богатыми и влиятельными с их 30 или 40 тысячами населения в каждом из четырех главных городов (Антверпен, Гент, Брюссель и Брюгге), приблизительно в три раза превосходя население Дельфта, Лейдена, Харлема и Амстердама. 

Так или иначе, небольшие размеры голландских населенных пунктов и, вероятно, их зависимость от внутренних водных путей, заставили их действовать согласованно; позднее они образовали провинцию [9].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики