Пост 57. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года Вальтер Лидтке 3
Эти факты помогают понять, почему
Вермеер выборал этот объект для своей замечательной картины (рис. 23). Два
самых выделяющихся здания – это шлюз на реке Ши, с часами на фронтоне с видом
на юг (к зрителю) и шлюз Роттердама (Роттердамские ворота) справа. Этот вид –
самый впечатлсющий, самый живописный в Дельфте, и Вермеер усиливает это
ощущение, воспроизводя тихий воскресный полдень (Воскресный – потому что на
канале нет движения. Прим. перев.).
Обычно треугольная гавань (или Колк,
справа на рис. 344) [5] была оживленной, что показано с другой точки на рисунке
Яна де Бишопа (Jan de Bisschop) (кат.№ 99, та же набережная видна на картине
Вермеера слева на заднем плане), и на ветреном пейзаже Людольфа Бакузейна с видными
вдали Роттердамскими воротами и башнями церквей в низовье Ши (рис. 24; это
«широкая и просторная река», которая продолжается за картиной Вермеера справа
внизу) [6].
Для современных зрителей и неопытных современников (Вермеера),
таких как Пепис, «Вид Дельфта», если можно так выразиться, изображал
скромненький вход в небольшой очаровательный городок «с мостами и реками на
каждой улице» [7]. Но для жителей Дельфта это было важное место – выход в
другие города и другие страны: через Ши и Маас (рис. 5) во Фландрию, Брабант,
Францию, Англию, а в конечном счете – в любую точку мира.
Для семнадцатого века такая точка
зрения не будет преувеличением хотя бы потому, что Дельфт был родным домом
таких покорители морей, как адмирал Пит Хайн (1578-1629) и адмирал Мартен
Харпертсзон Тромп (1598-1653), а также Ост-Индской компании.
Усыпальница Хайна
в главном нефе Старой кирхи занимает особое место в большом количестве картин
дельфтских художников, датированных началом 1650-х годов (см. рис. 117).
Большие флаги, висящие над монументом, - трофеи, которые адмирал захватил в
Карибском море и в морях вдоль побережья Южной Америки (см. рис. 222).
Хайн
водил караваны Ост-Индской компании, но эти плавания на Восток не были
спокойнее. В 1602-1680 годах Ост-Индская компания в Дельфте отправила в
плавание восемьдеся два корабля водоизмещением от ста до шестисот тонн.
Управление компанией держало малые суда на набережной к западу от шлюза Ши
(справа на рисунке Де Бишопа, кат. № 99); эти суда брали грузы с приходящих с
Востока кораблей и развозили их по складам Дельфта [8].
Благодаря растущей экономике и
относительной изоляции к северу от Рейна и Мааса (граница по морю - прим.
перев.) Голландия могла вести независимый политический курс с
четырнадцатого столетия и до сегодняшнего дня.
Черная смерть 1348 года (эпидемия
чумы – прим. перев.) мало повлияла на Голландию, ее народонаселение и
количество жителей городов продолжали расти. К примеру, в 1470-х годах 45% из
275 000 человек, населяющих Голландию, жили в городах и крупных населенных
пунктах, в то время только треть из миллиона (или около того) жителей Фландрии
и Брабанта проживали в городских условиях.
Южные Нидерланды оставались более
богатыми и влиятельными с их 30 или 40 тысячами населения в каждом из четырех
главных городов (Антверпен, Гент, Брюссель и Брюгге), приблизительно в три раза
превосходя население Дельфта, Лейдена, Харлема и Амстердама.
Так или иначе,
небольшие размеры голландских населенных пунктов и, вероятно, их зависимость от
внутренних водных путей, заставили их действовать согласованно; позднее они
образовали провинцию [9].
Комментарии
Отправить комментарий