Пост 55. Вермеер и Дельфтская школа. Часть 2. Дельфт и искусство до 1600 года Вальтер Лидтке 1

2. Дельфт и искусство до 1600 года
Вальтер Лидтке
1
Становление Дельфта и Голландской республики
Официально датой рождения Дельфта является 15 апреля 1246 года, когда Вильям II, правитель Голландии, даровал городу хартию.Спустя восемь дней он написал письмо «глубокоуважаемому и надежному магистрату и гражданам Дельфта». Это было не приветствие с «поцелуями в щечку», документ касался возведения городских укреплений и требовал передачи земли под строительство. За сорок лет до этого Вильям I ссылался на систему налогообложения в Дельфте, когда он предоставлял аналогичные права аббатству Эгмонд в соседней области. Документ предполагает существование в Дельфте хорошо организованного управления, что может отражать права города, предоставленные ему еще раньше [1].
В те годы Гаага состояла из резиденции голландского графа и маленькой деревни. Участок был куплен Флорисом  IV в 1229 году, на котором он построил охотничий домик несколько южнее места, где четыреста лет спустя был построен Морицхиюс. Наследник графа, Вильям II расширил жилые апартаменты и (возможно) начал строительство Рыцарского зала, которое было закончено во время правления его сына Флориса V (1256-1296). Это было начало комплекса Бинненхоф королевского двора Голландии, к которому в 1620-21 годах принц Мориц добавил с южной стороны жилые покои губернатора (рис.6) [2].

В двенадцатом и тринадцатом веках Дельфт имел трех соседей, каждый из которых был союзником большого государства. Это был граф Голландии, чьи предки поселились в окрестностях Эгмонда около 950 года – он был в вассальной зависимости от германского императора; граф Фландрии, который подчинялся королю Франции, и на востоке – политически более слабый принц – епископ Утрехта, церковная власть которого распространялась на Дельфт. Борьба между ними была обычным делом, и самым активным был граф Голландии. До 1200 года это была «тлеющая война» (термин, наиболее подходящий для таких конфликтов), но позднее Голландия стала играть более заметную роль на европейской сцене. Для примера: официальный основатель Дельфта Вильям II в 1248 году получил из рук папы римского корону римского императора, что дало ему статус (в папской иерархии) выше германского императора Священной Римской империи. Он также победил фламандскую армию на острове Вальхерен в Зеландии (1253 год), после чего приморская провинция (см. рис. 5) перешла под власть Нидерландов на несколько поколений [3]. Надо полагать, что для Вермеера и его современников эти события казались намного более древними, чем время Вермеера для нас (хотя и там, и там – дистанция в 400 лет, прим. перев.) Но не с точки зрения психологии или культуры. На этих страницах вы часто встретите ссылки на связи между Дельфтом и Фландрией, Дельфтом и Утрехтом или Дельфтом и голландским королевским двором. В семнадцатом столетии эти связи опирались на идеи, уходящие корнями в далекое прошлое. Это сложно понять, не говоря уже о трудностях описания, особенно в контексте истории искусства. Можно говорить о фламандской моде или о влиянии художников Утрехта, но это не вполне справедливо в отношении художника из Дельфта, который должен был бы воспринимать себя продолжателем традиций.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики