Пост 34 (3). Вермеер и Дельфтская школа. Часть первая (продолжение)
Бэк ходил в
Дельфт по разным поводам в обеденное или вечернее время, или ездил в повозках
или на барже. 25 апреля 1624 года на обеденной барже он встретил «г. Антония Н.
– хитрого столяра, жившего в Дордрехте», они много говорили о профессиях
человека, и тогда Бэк показал ему несколько своих рисунков. В час дня Бэк был у
входа в дом брата. Четырьмя днями позже он возвращался назад в Дельфт с
Кристиной Поппингс, которая сопровождале его двоюродную сестру Лансинг дальше в
Зеландию, а потом во Францию. Они получили свой багаж на постоялом дворе в
Гааге (с помощью носильщика). «Дальше мы двинулись в Дельфт в экипаже, который
уходил в 2.00 и прибывал в Дельфт в 3.00», гдеони оставили чемоданы на
Роттердамских воротах (справа на рис. 23). Компания направилась к брату
Хендрика выпить вина и пива, после чего Бэк взял их на экскурсию к усыпальнице
Вильяма Молчаливого и городской ратуше. В четыре пара уплыла, а Бэк продолжил
свою прогулку по Дельфту с братом. В 7.00 Бэк сел на баржу и вернулся в Гаагу в
8.00, после чего снова прогулялся, рано поужинал, написал это и лег спать». [7]
Эти строки содержат больше информации, чем нужно некоторым
читателям, но они дают редкостное описание обычной жизни в Дельфте. Они также
иллюстрируют, насколько просто было путешестововать по Голландии и как часто
этим пользовалось население. Однако ученые, посвятившие себя пониманию «сцен
повседневной жизни» таких художников, как Питер де Хох и Вермеер, и которые
знают, что такое «конная баржа» (они ее видели один раз), очень часто
рассуждают как человек, однажды высунувший свой нос за ворота города.
Например, в недавно изданном каталоге факт, что в 1664 году
картина Вермеера перечислена в имуществе гаагского скульптора Иоганна Ларсона,
принимается им как «важный показатель того, что в середине 1660-х годов интерес
к работам [художника] вышел за пределы Дельфта» [8]. Как так, если суда, заполненные людьми и
товарами могут выполнять одни и те же маршруты несколько раз в день? Очень
может быть, что Ларсон, чтобы сэкономить,
взял картину в Дельфте (где он, как и Бэк, часто посещал своего брата) в
любой день, когда у него было несколько часов времени. Может быть, он купил
картину в Гааге у одного из дельфтских посредников, который, будучи
зарегистрированным в своей городской гильдии, имел право продавать произведения
искусства раз в неделю на Бинненхоф (Внутренний Двор, показанный справа от
въезда на рис.6) - самом известном в Северных провинциях месте для таких продаж
[9].
Джон
Эвелин (1620-1706) - другой известный автор дневников, ставший другом Пеписа
после их встречи в 1664 году. Эвелин тоже останавливался в Гааге возле дворца,
когда путешествовал по Нидерландам в 1641 году. Он часто проезжал через Дельфт,
в который из Гааги можно было попасть по внутренним каналам, проходящим через
Дордрехт, Антверпен и другие южные города (Шидам, Роттердам, Дельфсхафен,
«Дельфтскую бухту» Мааса, или реку Мейс, см. рис. 5).
Комментарии
Отправить комментарий