Пост 140. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 55

Мария ван Остервик (Maria van Oosterwijck,1630-1693) из Ноотдорпа близ Дельфта работала в Дельфте в 1660-х годах и (по Хоубракену) имела там студию, но жила в Амстердаме с 1673 года. 

В январе этого года она обратилась к двум жителям Дельфта за подтверждением, что в апреле текущего года она передала амстердамскому торговцу для подажи в Мюнхене два натюрморта [312]

Она получила международное признание: Хоубракен упоминает о продажах Луи XIV, императору Леопольду I Габсбургу, Вильяму и Мари Габсбургам (которые - по слухам - заплатили ей 900 гульденов) и польскому королю (2400 гульденов) [313].  

Биограф также говорит, что Ван Остервик была ученицей Яна де Хеема в Утрехте (где он работал с 1665 по 1672 год), и упоминает об ее отказе Виллему ван Эльсту вступить с ним в брак. Отец и дед Ван Остервик были проповедниками в Дельфте, и о ней говорили, что она "очень благочестива". 

Представляет интерес ее наиболее выразительная работа, искусный натюрморт 1688 года (рис. 108), о котором говорят как о "замечательном соединении несовместимого - веры и обещания вечной жизни", и о том, что эта картина - отголосок полотна Де Хеема от начала 1650-х годов [314].

Незаметный художник рыбных натюрмортов Иоганнес Фабрициус (1636-1693 или позднее) заслуживает упоминания только потому, что он был младшим братом Карела. Большое полотно, подписанное "Jjanne[s?] Fabricius. pinxit", в прошлом  находилось в музее искусств Понсе, Пуэрто Рико [315]. Тема, хотя и нередкая в Дельфте, больше была принята в Гааге, где Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren, 1620/21-1690) и Исаак ван Дюйнен (Isaac van Duijnen,  1628-1679/81) написали  много таких картин [316].


 Ван Бейерен - уроженец Гааги, жил там до 1657 года, до вступления в гильдию Дельфта [317].  Он вернулся в Гаагу в 1663 году, пятью годами позже переехал в Амстердам. 

Некоторые из его цветочных картин и фантастических натюрмортов могут считаться историей Дельфта, в особенности потому, что они там были проданы [318]. Игра света, которую Ван Бейерен создавал на серебряных сосудах, на золоте и на стекле (см. рис. 109), напоминают картины нескольких художников Дельфта, начиная от Корнелиса Дельффа до Виллема ван Эльста [319]

На затененных столешницах Вермеера (см. рис. 110) есть отдельные просветы, в которых улавливается едва различимое сходство в Ван Бейреном. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что Вермеер видел вещи совсем по-другому, и что он мог быть, если хотите, одним из самых необычных натюрмористов столетия.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"