Пост 140. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 55
Мария ван Остервик (Maria van Oosterwijck,1630-1693)
из Ноотдорпа близ Дельфта работала в Дельфте в 1660-х годах и (по Хоубракену)
имела там студию, но жила в Амстердаме с 1673 года.
В январе этого года она
обратилась к двум жителям Дельфта за подтверждением, что в апреле текущего года
она передала амстердамскому торговцу для подажи в Мюнхене два натюрморта [312].
Она получила
международное признание: Хоубракен упоминает о продажах Луи XIV, императору
Леопольду I Габсбургу, Вильяму и Мари Габсбургам (которые - по слухам -
заплатили ей 900 гульденов) и польскому королю (2400 гульденов) [313].
Биограф также говорит, что Ван Остервик была
ученицей Яна де Хеема в Утрехте (где он работал с 1665 по 1672 год), и
упоминает об ее отказе Виллему ван Эльсту вступить с ним в брак. Отец и дед Ван
Остервик были проповедниками в Дельфте, и о ней говорили, что она "очень
благочестива".
Представляет интерес ее наиболее выразительная работа,
искусный натюрморт 1688 года (рис. 108), о котором говорят как о
"замечательном соединении несовместимого - веры и обещания вечной
жизни", и о том, что эта картина - отголосок полотна Де Хеема от начала
1650-х годов [314].
Незаметный художник рыбных
натюрмортов Иоганнес Фабрициус (1636-1693 или позднее) заслуживает упоминания
только потому, что он был младшим братом Карела. Большое полотно, подписанное
"Jjanne[s?] Fabricius. pinxit",
в прошлом находилось в музее искусств
Понсе, Пуэрто Рико [315].
Тема, хотя и нередкая в Дельфте, больше была принята в Гааге, где Абрахам ван
Бейерен (Abraham van Beyeren, 1620/21-1690) и Исаак ван Дюйнен (Isaac van Duijnen,
1628-1679/81) написали много таких картин [316].
Ван Бейерен - уроженец
Гааги, жил там до 1657 года, до вступления в гильдию Дельфта [317]. Он вернулся в Гаагу в 1663 году, пятью годами
позже переехал в Амстердам.
Некоторые из его цветочных картин и фантастических
натюрмортов могут считаться историей Дельфта, в особенности потому, что они там
были проданы [318].
Игра света, которую Ван Бейерен создавал на серебряных сосудах, на золоте и на
стекле (см. рис. 109), напоминают картины нескольких художников Дельфта,
начиная от Корнелиса Дельффа до Виллема ван Эльста [319].
На затененных
столешницах Вермеера (см. рис. 110) есть отдельные просветы, в которых
улавливается едва различимое сходство в Ван Бейреном. Но при ближайшем
рассмотрении оказывается, что Вермеер видел вещи совсем по-другому, и что он
мог быть, если хотите, одним из самых необычных натюрмористов столетия.
Комментарии
Отправить комментарий