Пост 140. Вермеер и Дельфтская школа, Часть 3. Живопись в Дельфте с 1600 по 1650 годы, Вальтер Лидтке, 55

Мария ван Остервик (Maria van Oosterwijck,1630-1693) из Ноотдорпа близ Дельфта работала в Дельфте в 1660-х годах и (по Хоубракену) имела там студию, но жила в Амстердаме с 1673 года. 

В январе этого года она обратилась к двум жителям Дельфта за подтверждением, что в апреле текущего года она передала амстердамскому торговцу для подажи в Мюнхене два натюрморта [312]

Она получила международное признание: Хоубракен упоминает о продажах Луи XIV, императору Леопольду I Габсбургу, Вильяму и Мари Габсбургам (которые - по слухам - заплатили ей 900 гульденов) и польскому королю (2400 гульденов) [313].  

Биограф также говорит, что Ван Остервик была ученицей Яна де Хеема в Утрехте (где он работал с 1665 по 1672 год), и упоминает об ее отказе Виллему ван Эльсту вступить с ним в брак. Отец и дед Ван Остервик были проповедниками в Дельфте, и о ней говорили, что она "очень благочестива". 

Представляет интерес ее наиболее выразительная работа, искусный натюрморт 1688 года (рис. 108), о котором говорят как о "замечательном соединении несовместимого - веры и обещания вечной жизни", и о том, что эта картина - отголосок полотна Де Хеема от начала 1650-х годов [314].

Незаметный художник рыбных натюрмортов Иоганнес Фабрициус (1636-1693 или позднее) заслуживает упоминания только потому, что он был младшим братом Карела. Большое полотно, подписанное "Jjanne[s?] Fabricius. pinxit", в прошлом  находилось в музее искусств Понсе, Пуэрто Рико [315]. Тема, хотя и нередкая в Дельфте, больше была принята в Гааге, где Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren, 1620/21-1690) и Исаак ван Дюйнен (Isaac van Duijnen,  1628-1679/81) написали  много таких картин [316].


 Ван Бейерен - уроженец Гааги, жил там до 1657 года, до вступления в гильдию Дельфта [317].  Он вернулся в Гаагу в 1663 году, пятью годами позже переехал в Амстердам. 

Некоторые из его цветочных картин и фантастических натюрмортов могут считаться историей Дельфта, в особенности потому, что они там были проданы [318]. Игра света, которую Ван Бейерен создавал на серебряных сосудах, на золоте и на стекле (см. рис. 109), напоминают картины нескольких художников Дельфта, начиная от Корнелиса Дельффа до Виллема ван Эльста [319]

На затененных столешницах Вермеера (см. рис. 110) есть отдельные просветы, в которых улавливается едва различимое сходство в Ван Бейреном. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что Вермеер видел вещи совсем по-другому, и что он мог быть, если хотите, одним из самых необычных натюрмористов столетия.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох. Формирование художника

Давно потерянный Купидон обнаружен под слоем одной из самых известных картин Вермеера

Питер де Хох. Дельфтские дворики