Пост 27. Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits), Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд" (продолжение)
Как отмечалось ранее, дворы были неотъемлемой
особенностью голландский гражданской архитектуры, которая предусматривала
светлые дворики с переходами между домами, построенными на узких городских
участках. Дe Хох по его собственному опыту был, безусловно, близко
знаком с внутренними двориками, но, как это верно для голландских жанровых
картин в целом, его полотна - не
буквальное отражение действительности. Напротив, они , в конечном счете
представляют собой умелое смешение непосредственного наблюдения, артистизма,
изобретательности и условности. «Женщина и служанка во дворе» (рисунок 57) ,
вероятно, написанная в конце дельфтского периода де Хоха, является тому
характерным примером .
В этом
дворике горничная собирается положить рыбу в кастрюлю, вероятно, после мытья в
раковине, расположенной слева. За ней наблюдает хозяйка , которую можно узнать
по ее одежде, которая получше, чем относительно грубая одежда ее работницы.
Окружающее двор пространство –
отличительная особенность построения де Хохом перспективы, которая в данном
случае очень усложнена наличием еще одного дворика и длинной проходящей через
арку пешеходной тропинки слева.
Выбор де Хохом обновленной тематики и
использование сложной перспективы – его стратегия для увеличения продаж картин.
Изменения в картинах де Хоха после его переезда в Амстердам приблизительно
в1661 подтверждают его восприимчивость ко вкусам потенциальных покупателей. После короткого переходного
периода, к которому относится полотно музея Гетти, де Хох сильнее отреагировал
на коммерческие возможности этого большого города введением в его картины до сих
пор непревзойденной степени великолепия и изысканности. «Игроки в карты»
(рисунок 23), написанная через несколько лет после переезда художника в
Амстердам, представляет молодежь, которая развлекается в красивой комнате с
мраморным полом, богатым камином и покрытыми тисненой золоченой кожей стенами
(роскошный интерьер!). Картина разительно отличается от более чем скромной
обстановки в работах, написанных в Дельфте.
Еще раз, объект и стиль неразрывно связаны
друг с другом: исполнение этого роскошного интерьера гораздо тоньше, а его
поверхность лучше сочетается с прохладными тонами, чем в его картинах,
написанных в Делфте.
Наличие мраморных полов (см. выложенный
мрамором вход в полотнах музея Гетти) - богатые камины и другие роскошные
украшения на картинах де Хоха и многих других жанристов, работавших после 1650,
могут быть прямо связаны с волной процветания Голландской республики в
семнадцатом веке. Однако, мы теперь знаем, что наличие таких излишеств на жанровых картинах, в
основном, является плодом воображения. Мраморные полы, например,
были редкостью в домах этого периода, хотя они часто присутствуют в
общественных зданиях (например, в ратуше Амстердама, см. глава I).
Комментарии
Отправить комментарий