Пост 27. Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits), Питер де Хох "Женщина готовит мальчику бутерброд" (продолжение)

Как отмечалось ранее, дворы были неотъемлемой особенностью голландский гражданской архитектуры, которая предусматривала светлые дворики с переходами между домами, построенными на узких городских участках. Дe Хох по его собственному опыту был, безусловно, близко знаком с внутренними двориками, но, как это верно для голландских жанровых картин в целом, его полотна -  не буквальное отражение действительности. Напротив, они , в конечном счете представляют собой умелое смешение непосредственного наблюдения, артистизма, изобретательности и условности. «Женщина и служанка во дворе» (рисунок 57) , вероятно, написанная в конце дельфтского периода де Хоха, является тому характерным примером .
  
 В этом дворике горничная собирается положить рыбу в кастрюлю, вероятно, после мытья в раковине, расположенной слева. За ней наблюдает хозяйка , которую можно узнать по ее одежде, которая получше, чем относительно грубая одежда ее работницы. Окружающее  двор пространство – отличительная особенность построения де Хохом перспективы, которая в данном случае очень усложнена наличием еще одного дворика и длинной проходящей через арку пешеходной тропинки слева.

Выбор де Хохом обновленной тематики и использование сложной перспективы – его стратегия для увеличения продаж картин. Изменения в картинах де Хоха после его переезда в Амстердам приблизительно в1661 подтверждают его восприимчивость ко вкусам потенциальных покупателей. После короткого переходного периода, к которому относится полотно музея Гетти, де Хох сильнее отреагировал на коммерческие возможности этого большого города введением в его картины до сих пор непревзойденной степени великолепия и изысканности. «Игроки в карты» (рисунок 23), написанная через несколько лет после переезда художника в Амстердам, представляет молодежь, которая развлекается в красивой комнате с мраморным полом, богатым камином и покрытыми тисненой золоченой кожей стенами (роскошный интерьер!). Картина разительно отличается от более чем скромной обстановки в работах, написанных в Дельфте.
  
Еще раз, объект и стиль неразрывно связаны друг с другом: исполнение этого роскошного интерьера гораздо тоньше, а его поверхность лучше сочетается с прохладными тонами, чем в его картинах, написанных в Делфте.

Наличие мраморных полов (см. выложенный мрамором вход в полотнах музея Гетти) - богатые камины и другие роскошные украшения на картинах де Хоха и многих других жанристов, работавших после 1650, могут быть прямо связаны с волной процветания Голландской республики в семнадцатом веке. Однако, мы теперь знаем, что наличие таких излишеств на жанровых картинах, в основном, является плодом воображения. Мраморные полы, например, были редкостью в домах этого периода, хотя они часто присутствуют в общественных зданиях (например, в ратуше Амстердама, см. глава I). 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Питер де Хох и Вермеер

Питер де Хох. Формирование художника

Библиография к "Перспективе в Дельфтской школе"